СПРН – Космические часовые России

Сейчас мы знаем, что наши рубежи прикрывают не только пограничники, системы ПВО, авиация и флот, но и более глобальные системы. Ранее мы кратко рассказали о системе предупреждения о ракетном нападении России и пообещали представить более полный и развернутый вариант. Что ж, обещали – делаем. Надеемся, что статья будет интересна широкому кругу читателей и возможно заставит по новому взглянуть на СПРН России. Устраивайтесь поудобнее, наливайте чай или кофе, будет интересно!

Ещё древние люди знали: чем раньше увидишь пещерного льва или чужаков из враждебного племени, тем больше будет времени на подготовку к возможному бою с ними. Со временем это правило становилось незыблемым, а уж в наш век оно стало аксиомой. Только вместо пещерного льва теперь гиена транснациональных корпораций, а вместо племени за рекой – супердержава, вооруженная межконтинентальными ракетами с ядерными боеголовками по другую сторону океана. И такое соседство вынуждает принимать соответствующие меры. Одной из важнейших можно назвать слежение за пусками тех самых межконтинентальных ракет. И в России, и в США эта функция возложена на систему предупреждения о ракетном нападении – СПРН. О СПРН России и пойдет наше повествование.

И начать необходимо, конечно же, с истории появления СПРН. Когда две сверхдержавы обзавелись межконтинентальными ракетами с ядерными боеголовками, это еще больше усилило стратегическую неопределенность и соблазн ударить первым. В случае удара МБР противник не знал бы о нем до самого последнего момента. Даже несмотря на то, что первые МБР были несовершенны, требовали долгой подготовки к запуску, и находились при этом на поверхности земли на стартовом столе, их применение представляло серьёзную угрозу. Особенно с учетом примитивного, по нынешним меркам, состояния средств разведки.

Принимая во внимание эти и другие факторы, в 1961-1962 годах Постановлениями ЦК КПСС и Совета министров СССР началось формирование системы предупреждения о ракетном нападении. Тогда же были сформулированы принципы создания и функционирования:

Эшелонированное построения системы;

Комплексное использование получаемой информации;

Высокая автоматизация сбора информации;

Централизованный сбор данных и управление во избежание ошибок боевых расчётов на местах.

В качестве средства обнаружения была выбрана надгоризонтная радиолокация – то есть радиоволны распространяются над линией радиогоризонта. Однако перед инженерами стояли отнюдь не тривиальные задачи. РЛС тех лет были рассчитаны на обнаружение самолетов на дальности две-три сотни километров. Теперь же стояла задача засечки баллистической ракеты за несколько тысяч километров и расчёта её траектории. Чем раньше вражеская ракета будет замечена и чем точнее будет определено вероятное место падения, тем сильнее это облегчит задачу ответного удара и работу служб гражданской обороны.

За работу взялись в Радиотехническом институте Академии наук СССР под руководством академика А.Л. Минца. Уже в 1962 году прошли испытания РЛС 5Н15 «Днестр», а в 1967-м началось создание комплекса раннего обнаружения из двух РЛС 5Н86 «Днепр» в Риге и Мурманске с командным пунктом в подмосковном Солнечногорске. Командный пункт служил своеобразным связующим звеном, в котором поступающая информация автоматически анализировалась, обобщалась и передавалась руководству страны и вооруженных сил. Итоги испытаний были признаны успешными, и уже в августе 1970 года комплекс был принят на вооружение, а чуть позже заступил и на боевое дежурство.

Общий вид РЛС «Днепр»

Тогда же родилось первое боевое войсковое соединение – отдельная дивизия предупреждения о ракетном нападении, которая в дальнейшем была преобразована в 3-ю отдельную армию предупреждения о ракетном нападении. Со временем войсковая структура системы ПРН значительно возросла и усложнилась и включала в себя отдельные войсковые части и соединения противовоздушной и противокосмической обороны.

В привычном нам виде наземный сегмент СПРН был сформирован в начале 1970-х. К 1976 году на основных ракетоопасных направлениях была развернута сеть РЛС «Днестр» и «Днепр». В дальнейшем к КП СПРН были подключены РЛС «Дунай-3» и «Дунай-3У», являвшиеся, в первую очередь, информационными средствами противоракетной обороны.

Одной радиолокацией развитие и работу СПРН ограничивать никто не собирался. Начало космической эры открывало новые горизонты и в этом направлении. Идея заметить стартующую ракету раньше наземных РЛС была заманчивой, поэтому еще в 1960-х стартовала разработка орбитальной спутниковой системы, которая с помощью оптической аппаратуры должна была обнаруживать старт ракет по факелу реактивной струи работающего двигателя. Эта система, созданная в ЦНИИ «Комета» под руководством академика Анатолия Савина, была принята на вооружение под названием «Око» в качестве космического сегмента СПРН в 1983 г.

Космический аппарат системы «Око»

Однако дело не ограничилось и этим. Весьма перспективным был метод загоризонтной радиолокации, который давал возможность обнаруживать цели за радиогоризонтом. Принцип действия таких РЛС основан на многократном отражении коротковолнового радиоизлучения от ионосферы и земной поверхности. В 1965 году в НИИ дальней радиолокации (НИИДАР) было принято решение о создании опытного образца такого радиолокатора и проведения комплекса испытаний. Результатом работ, получивших шифр «Дуга», стал ввод в опытно-боевую эксплуатацих в 1975-1986 годах двух загоризонтных РЛС (ЗГРЛС) в районе Чернобыля и Комсомольска-на-Амуре. Забегая вперед, отметим, что известная техногенная катастрофа и изменение военно-политической обстановки в мире быстро “вывели из игры” эти РЛС.

 

ЗГРЛС «Дуга» в Чернобыле в наши дни

Наконец, финальным аккордом должно было стать одновременное испытание всех трёх систем. В 1980 году эти испытания были проведены, и СПРН в новом составе и с более высокими характеристиками была поставлена на боевое дежурство. Такое построение системы давало возможность осуществить сценарий ответно-встречного удара, в котором пуски своих МБР начинаются до того момента, когда вражеские боеголовки поразят свои цели.

В 1980-х годах предполагалось построить четыре РЛС 90Н6 «Дарьял-У» в районе Балхаша, Иркутска, Енисейска и Габалы, а также три РЛС 90Н6-М «Дарьял-УМ» в Мукачево, Риге и Красноярске и РЛС 70М6 «Волга» с фазированной антенной решеткой в Барановичах. Новые радиолокационные станции обладали лучшей помехозащищённостью и разрешающей способностью, дальностью действия до 6 тысяч километров, большими вычислительными мощностями, повышенными возможностями по селекции ложных целей. Также планировалась значительная модернизация РЛС «Днепр»

РЛС «Дарьял»

Что планировали и что успели

Но построить успели только РЛС В Барановичах, в Габале и в Печоре, а также опытную «Даугава» в Оленегорске. Наступали 90-е. Надеемся, не нужно объяснять, что это значило для страны в целом и вооруженных сил в частности. В, по геополитическим меркам, одночасье Советский Союз рухнул, раздробившись на пятнадцать новых государств.

И, как уже догадался читатель, некоторые РЛС СПРН оказались не на территории России. Полностью ослеплены оказались западное и южное направление. Нужно ли говорить, что для ядерной державы означает лишение такой важнейшей информации, как пуски ракет на планете? Не то, чтобы это было первоочередной проблемой в те бурные годы, но факт имел место быть. Раньше всех от ненавистного наследия оккупантов избавился, разумеется, молодой “прибалтийский тигр” – Латвия. РЛС «Днепр» под городком Скрунда проработала до 1998 года, а затем была взорвана американской компанией Controlled Demolition, Inc. Недостроенную «Дарьял» снесли и того раньше: в 1995-м.

Избавление от кровавого коммунистического наследия

Но были и положительные моменты. Удалось договориться с Украиной и Белоруссией и Казахстаном по использованию РЛС на их территории. На настоящий момент «Днепр» в Сары-Шагане и «Волга» под Барановичами остаются двумя действующими РЛС СПРН России вне её территории. В 1991 году началось формирование космической системы «Око-1» (УС-КМО) – первого эшелона системы предупреждения о ракетном нападении. Более того, эта работа продолжилась и в разгар “новой демократии”, что позволило хотя бы на время не лишиться важнейшего элемента системы.

С Украиной в 1992 году был подписан 15-летний контракт на использование «Днепров» под Севастополем и Мукачево. В 2008 году Россия объявила о выходе из соглашения, а в 2009-м сигнал от этих радиолокационных станций перестал поступать в командный пункт в Солнечногорске. Однако на обороноспособности страны это никак не сказалось. Почему – ответ ниже. «Дарьял» в азербайджанской Габале прослужила до 2012 года и прослужила бы ещё 10-20 лет, если бы не разногласия России и Азербайджана по арендной стоимости.

Остатки РЛС «Днепр» в Севастополе

«Дарьял» в Габале

Что касается Белоруссии, то «Волга» под Барановичами была принята на вооружение аж в 2003 году и поныне находится на боевом дежурстве. Кстати, при её строительстве был опробован метод возведения здания из крупногабаритных модулей с технологической аппаратурой, готовых к подключению к системам жизнеобеспечения, и этот опыт оказался весьма полезен в будущем.

РЛС «Волга»

Вместе с тем, военно-политическое руководство России осознавало, что элементы такой важнейшей системы куда надежнее иметь на собственной территории и не зависеть от политической конъюнктуры соседей. В конечном итоге, это осознание вылилось в создание надгоризонтных РЛС СПРН третьего поколения. Новые РЛС 77Я6 «Воронеж» разработки НИИДАР строятся с 2005 года, образуя целое семейство радиолокационных станций с разными рабочими диапазонами:

«Воронеж-М» и «Воронеж-ВП» – метрового;

«Воронеж-ДМ» – дециметрового;

«Воронеж-СМ» – сантиметрового.

«Воронеж-ДМ»

Такое многообразие нужно для уверенного обнаружения цели. Длинные волны обеспечивают большую дальность обнаружения, короткие позволяют точнее определять параметры цели. Но главное в «Воронежах» не это. Их ноу-хау и отличительной чертой стало использование при постройке крупногабаритных узлов высокой заводской готовности. Всё оборудование поставляется в контейнерах, благодаря чему строительство занимает 1-1,5 года вместо прежних 5-9 лет. Здесь-то и пригодился опыт, полученный при строительстве РЛС «Волга».

«Воронежи» состоят из 23-30 единиц технологической аппаратуры, в то время, как РЛС «Дарьял» из 4070 и потребляют в несколько раз меньше энергии. Таким образом, меньше, чем за 15 лет в строй в среднем вводился один «Воронеж» за два года – темпы, недостижимые ранее. Помимо этого, использован принцип открытой архитектуры, что позволяет изменять, наращивать, переформировывать унифицированные макромодули с аппаратурой под текущие задачи. Первая РЛС «Воронеж-М» была построена в 2006 году в поселке Лехтуси Ленинградской области, а всего на данный момент работает семь РЛС:

«Воронеж-М» – Лехтуси;

«Воронеж-ДМ» – Армавир;

«Воронеж-ДМ» – Пионерский;

«Воронеж-М» – Усолье-Сибирское;

«Воронеж-ДМ» – Енисейск;

«Воронеж-ДМ» – Барнаул;

«Воронеж-М» – Орск.

И здесь внимательные читатели уже наверняка догадались, почему прекращение использования РЛС на Украине не привело к появлению бреши в СПРН. Да, их заменила РЛС в Армавире. И в целом сейчас «Воронежи» заменили почти все РЛС СПРН в бывших союзных республиках. К слову армавирский «Воронеж» прошёл и через боевое крещение, когда 3 сентября 2013 года им был зафиксирован старт двух ракет-мишеней с американского корабля для тестирования ПРО Израиля. Станция рассчитала траекторию ракет, на основе чего был сделан вывод о их неопасности для Сирии. То есть, вполне возможно, что «Воронеж» предотвратил столкновение между сверхдержавами на Ближнем Востоке.

Также скоро будут введены в строй «Воронеж-СМ» в Воркуте, «Воронеж-ВП» в Оленегорске и запланировано строительство «Воронеж-СМ» в Севастополе. Дальность действия, в зависимости от типа, составляет 4200 или 6000 километров.

Плодами трудов стало восстановление к 2017 году, совместно с РЛС предыдущих поколений, сплошного надгоризонтного радиолокационного поля вокруг России. Значение этого достижения в обеспечении безопасности страны трудно переоценить. Благодаря слаженной РЛС своевременно обнаруживаются учебные (пока ещё, слава Богу) пуски баллистических ракет, ракет-носителей, ведётся наблюдение за космическими аппаратами, воздушной обстановкой. Угрозу обнаружат, откуда бы она ни пришла. Конечно же, всё это работает в единой системе, происходит постоянный обмен информацией, обнаружение и идентификация объектов.

В командном пункте СПРН

Не забыли и о загоризонтных РЛС. Сейчас в поселке Ковылкино несет службу ЗГРЛС 29Б6 «Контейнер» разработки НИИДАР. Дальность действия у неё меньше, чем у «Воронежей»: 2500-3000 километров. Однако основное преимущество ЗГРЛС состоит в возможности обнаружения объектов, находящихся ниже линии радиогоризонта. Вдвойне актуально это становится после кончины Договора РСМД, ведь радиус обнаружения позволяет “засекать” пуски любых ракет из Западной Европы вплоть до Франции, а также охватывает добрую половину акватории Средиземного моря, Закавказье и кусок Средней Азии. Пока «Контейнер» всего один, но в дальнейшем планируется ввод строй до десяти ЗГРЛС этого типа.

ЗГРЛС «Контейнер»…

 

… И её радиус действия

Если с системой РЛС дела обстоят весьма достойным образом, то с космическим эшелоном СПРН не всё так гладко. Система «Око-1» перестала функционировать в 2014 году, а новая Единая Космическая Система (ЕКС) имеет всего три спутника 14Ф142 «Тундра», тогда как для стабильной работы требуется не менее 8-10 космических аппаратов. А ведь космическая компонента первой обнаруживает запуски ракет и даёт значительно больше времени на ответные меры. Некоторым утешением может служить способность спутников «Тундра» не только обнаруживать факел реактивной струи стартующей ракеты, как спутники прошлых поколений, но и производить расчёт траектории, что облегчает работу наземных РЛС. Но в целом ЕКС нуждается в существенном пополнении группировки.

Буквально три недели назад можно было бы написать заключение и закончить на этом статью. Однако жизнь вносит в планы свои коррективы.

3 октября сего года Государь-император Владимир Путин на заседании клуба «Валдай» обмолвился, что Россия помогает Китаю в создании национальной системы предупреждения о ракетном нападении. Нет, речь не идет о строительстве «Воронежей» в КНР. Пока дело ограничивается передачей технологий, консультациями российских инженеров и конструкторов, проведение испытаний отдельных узлов по просьбе китайской стороны

Однако даже это говорит о выводе отношений между двумя странами на совершенно иной уровень. СПРН – это не танки и самолёты. Это стратегическая система. И помощь в её создании говорит о таком же стратегическом характере взаимоотношений между державами. “Круче” только помощь в создании межконтинентальных баллистических ракет и стратегических ядерных сил в целом. Что бы там ни говорили либеральные эксперты, мыслящие категориями товарооборота и размера ВВП, Россия и Китай де-факто являются друг для друга стратегическими союзниками, уровень сотрудничества между которыми не идёт ни в какое сравнение с тем, что было до этого. Недальновидная политика Соединённых Штатов привела к стратегическому альянсу между Россией и Китаем и, соответственно, к объединению двух держав против общего геополитического противника.

Именно против запада и навязываемого им старого миропорядка выступают две страны. И помощь в создании и развертывании СПРН может говорить о том, что китайцы не успевают. Всё-таки даже технологический скачок Китая не означает быстрого прорыва в такой наукоемкой области техники. Но не успевают к чему? Невольно вспоминается аналитическая записка российского Генштаба о риске большой войны до 2020 года. И если посмотреть на физическую карту Евразии, можно обнаружить, что России “просматривать” южное полушарие мешают несколько горных массивов.

То есть, Китаю, вероятно, отводится роль передового дозора на азиатско-тихоокеанском направления. Сеть РЛС СПРН на его территории позволит России контролировать акваторию Индийского и южной части Тихого океана. Китай, в свою очередь, с большой долей вероятности сможет получать с российских РЛС в Заполярье информацию о МБР, летящих через Арктику, а также о пусках ракет с атомных подлодок в атлантике. Обе страны смогут получить значительный выигрыш во времени.

Всё это резко ухудшает шансы США и НАТО по нанесению внезапного обезоруживающего удара по России и Китаю, поднимает цену конфликта с ними. Менее эффективной, более рискованной и затратной становится политика сдерживания Китая в Азии. Особенно на фоне общей модернизации стратегических ядерных сил КНР. Что касается самих России и Китая, то в случае возможного похолодания в отношениях риски не будут столь существенными. Так как страны граничат друг с другом, подлётное время ракет в любом случае будет мизерным. Основную угрозу будут представлять ракеты баллистические ракеты малой и средней дальности, крылатые ракеты, гиперзвуковые ракеты, МБР на неполной дальности. Польза от СПРН, вероятно, будет невелика. Но главное, что разлад между державами весьма маловероятен.

За более, чем 50 лет система предупреждения о ракетном нападении России прошла путь от пары опытных станций до сети сверхсовременных РЛС, обозревающих пространство на тысячи километров. Под контролем находится весь периметр страны. От их неусыпного взора не скроется ни одна напасть. А значит и мы с вами можем спать ещё спокойнее. Застать нас врасплох уже не получится.

Подписаться на секретный telegram-канал, чтобы не пропустить эксклюзивную информацию, не представленную больше нигде.

Leave a Comment