Культура
Арнольд Рожинский
Arnold Rojinski
В Музеях Кремля открылась выставка «Александр Невский. Имя, символ, легенда»
Выставка «Александр Невский. Имя, символ, легенда» с 15 октября начала работу в парадном вестибюле Оружейной палаты. Экспозиция приурочена к 800-летию со дня рождения князя. В нее вошли предметы из собрания Оружейной палаты, связанные с образом и историей почитания князя: награды, оружие, иконы и другие предметы.
Один из главных экспонатов выставки — шлем, принадлежавший отцу Александра Невского князю Ярославу Всеволодовичу.
Центральная часть выставки связана с историей ордена Св. Александра Невского, учрежденного по замыслу императора Петра I и Екатерины I в 1725 году. Орден предназначался «в награждение подвигов», однако позднее стал наградой за военные и гражданские заслуги перед Отечеством.
На выставке представлены знаки ордена Св. Александра Невского второй половины XVIII — начала XX века, принадлежавшие российским и европейским монархам. Некоторые экспонаты будут продемонстрированы впервые.
Также посетители выставки смогут увидеть церемониальный костюм конца XVIII века, включающий облачения орденского герольда, кавалера и секретаря ордена Св. Александра Невского.
Кроме того, в парадном вестибюле Оружейной палаты представлен рукописный оригинал «Установления для российских орденов» 1797 года.
Как рассказали организаторы выставки, существует легенда, соединившая имя Александра Невского с великолепным шлемом царя Михаила Федоровича, созданным в XVII веке. В произведениях изобразительного искусства шлем русского царя до сих пор часто связывают с образом Александра Невского. Именно в таком шлеме изображен князь на советском ордене Александра Невского, учрежденном в годы Великой Отечественной войны. Эта награда и шлем также входят в состав экспозиции.
Выставка «Александр Невский. Имя, символ, легенда» в парадном вестибюле Оружейной палаты продлится до 12 января 2022 года.
Санкт-Петербургский культурный форум в 2021 году отменили из-за COVID-19
Санкт-Петербургский культурный форум в 2021 году отменили из-за ситуации с COVID-19. Об этом в пятницу, 15 октября, сообщили в Минкультуры.
Международный культурный форум должен был пройти в Санкт-Петербурге с 11 по 13 ноября.
«С сожалением вынуждены сообщить, что Санкт-Петербургский международный культурный форум отменен в целях недопущения рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции», — сказала министр культуры Ольга Любимова.
За минувшие сутки в России зарегистрировано 32 196 новых случаев коронавирусной инфекции в 85 регионах. Наибольшее число новых случаев COVID-19 за минувшие 24 часа выявлено в Москве (6631), Санкт-Петербурге (2632) и Московской области (2110).
8 октября стало известно, что Федеративная Республика Германия должна была принять участие в Санкт-Петербургском международном культурном форуме в почетном статусе специального гостя. Отмечалось, что на форуме планировалось провести официальное закрытие Года Германии, ставшего важной вехой в развитии отношений двух государств.
Основной площадкой форума в 2021 году традиционно должен был стать Главный штаб Государственного Эрмитажа. Деловая площадка развернула бы свою работу в Мраморном дворце Русского музея, Открытый лекторий «Культура 2.0» — в Центральной городской публичной библиотеке им. В.В. Маяковского. Мероприятия форума также должны были принять многие другие знаковые площадки Санкт-Петербурга.
Певица Адель вернулась с первым за шесть лет синглом
Британская певица Адель (Адель Эдкинс) представила в Сети первый за шесть лет сингл под названием Easy On Me, сообщает телеканал «Известия».
Клип на композицию появился на YouTube и всего за несколько часов набрал более 16 млн просмотров. Композиция была создана в соавторстве с продюсером Грегом Керстиным. Adele поет о том, что долгое время не могла прочувствовать мир вокруг себя.
Черно-белый ролик снял Ксавье Долан (ранее он создал для певицы клип к хиту Hello).
Телеканал «Известия» доступен в пакетах кабельных операторов, в Москве он находится на 26-й кнопке. Также прямой эфир канала транслируется на сайте iz.ru.
В Москве открылся фестиваль социального кино «Лампа»
В Москве открылся фестиваль социального кино «Лампа». Об этом 16 октября сообщают «Вести».
Ежегодный кинофестиваль впервые проходит в Москве. В рамках «Лампы» в столице покажут фильмы, снятые в России, Германии, Израиле, Великобритании, США, Индии и других странах.
В запланированных дискуссиях примут участие 70 спикеров и экспертов, включая артистов театра и кино Александра Петрова, Екатерину Шпицу, Виктора Добронравова, а также режиссера Илью Найшуллера, оператора Олега Лукичева и других.
Программа фестиваля включает в себя не только показ фильмов, но и образовательные мероприятия и различные дебаты на тему благотворительности, экологии и городской среды.
Фестиваль «Лампа» существует с 2014 года. Именно тогда он был открыт в Перми. Каждый год его участниками становятся конкурсанты со всей планеты. За время проведения фестиваля заявки на участие подали авторы свыше 9 тыс. короткометражных фильмов.
Показы картин и сопутствующие мероприятия фестиваля проводятся не только в России, но и за границей, в частности, на площадках ООН.
Фестиваль будет проходить до 18 октября.
12 октября сообщалось, что фильм режиссера Юхо Куосманена «Купе № 6» выдвинут на премию «Оскар» от Финляндии.
Фильм был создан при поддержке Министерства культуры России. Участвовали в создании фильма также Германия и Эстония. Продюсерами выступили Сергей Сельянов и Наталия Дрозд-Макан.
Беспощадный мир московского стендапа, несовершеннолетние наркоманы, пойманные на подлоге журналистки, американские уборщицы, грезящие наяву психологи и маньячка, сотрудничающая с органами: повестка у новых сериалов не очень веселая. Но именно эти сериалы смотрят и обсуждают в этом месяце. «Известия» выбрали лучшие новинки онлайн-платформ.
«Трудные подростки» (more.tv, 3 сезон)
Главное событие нового сезона — пополнение каста Анастасией Красовской, важного открытия этого года, актрисы, получившей приз на престижном МКФ в Локарно за лучшую женскую роль в драме «Герда». Фильм уже в прокате, интервью с актрисой читайте здесь. Там Красовская играет стриптизершу поневоле, «дневную красавицу», которая для всех обычная студентка-социологиня, живущая с матерью-одиночкой.
В «Подростках» Красовская — юная нимфоманка, довольно хищная и опасная для неоперившихся юнцов. То, что ее сняли в сериале задолго до триумфа «Герды», лишний раз подчеркивает, что more.tv обладает невероятной чуткостью находить таланты и способностью превращать их в звезд. Чего стоят одни только «Чики», которые презентовали целую плеяду ярких артистов, или, например, «Псих», манифестировавший дар Паулины Андреевой-сценариста.
В отношении эстетики «Подростки» остаются верны себе. В них по-прежнему много агрессивного хип-хопа за кадром, чисто клиповых нарезок, плоских шуток на грани фола и других элементов жанра. И менять что-то в продукте, который именно за счет этого завоевал бешеную популярность в соцсетях и по сути стал первой визитной карточкой more.tv, создатели не стали. Пожалуй, и правильно — такой фанбазой мало кто в России может сегодня похвастаться.
«Пингвины моей мамы» (KION)
Одна из самых обсуждаемых премьер сезона — сериал Наталии Мещаниновой о многодетной семье, где мать без конца усыновляет детей, и они, что самое интересное, вырастают хорошими людьми. У 15-летнего Гоши (сын Бориса Хлебникова Макар — абсолютно сложившийся актер) уже два сводных брата и одна сестра, сейчас ему придется освободить свою комнату для Виталика, агрессивного мальчика с психопатическими проявлениями. Гоше трудно, покой он находит только на сцене стендап-шоу, где твердо решил завоевать себе почетное место.
Мещанинова — авторитетный российский кинематографист, автор сценария к «Школе» Гай Германики, режиссер нашумевшего «Комбината «Надежда», победитель «Кинотавра» с «Сердцем мира». Она адаптировала для России сериал «Красные браслеты» и сняла второй сезон «Обычной женщины». Но дело тут не в регалиях, просто Мещанинова метко ударила сразу в несколько ключевых больных точек российского общества. Это и довольно жесткое закулисье стендапа, и сами монологи, провокационные, колкие, скандальные (задействованы реальные звезды стендапа). Это и вопрос «особенных детей», и соцсети, и проблемы многодетных семей, и современная школа.
В «Пингвинах» каждая сцена шокирующе неполиткорректна, честна и груба. Здесь много мата — ровно столько, сколько в реальной жизни в подобных ситуациях, но без перебора, свойственного онлайн-сериалам. Причем сервис выкладывает сериал в двух версиях: «запиканной» и аутентичной, но первую смотреть невозможно: просто непонятно, о чем говорят герои. «Пингвины» — это и диагноз, и диалог, в нем слишком многие зрители, особенно из крупных городов, с негодованием узнают себя — и не все примут эту правду.
«Инсомния» (PREMIER)
Может показаться, что перед нами ремейк знаменитого «Психа», но это не совсем так, хотя главный герой — тоже одинокий преуспевающий психотерапевт, нарцисс, неврастеник, мизантроп и носитель миллиона фобий. У него тоже были проблемы с женой, она тоже регулярно мерещится ему наяву как постоянный обличитель его «грехов». Но у Юры есть еще одна особенность: у него не только потеряна связь с реальностью — он еще и провидец. Например, в своих метаниях по воображаемым пространствам он регулярно (в первом эпизоде) видит мальчика, а потом оказывается, что мальчик этот связан с трагедией где-то во Франции, а она, в свою очередь, запустила еще один процесс, и уже в России страдает невинный ребенок.
Но это линия только для одной серии, а сквозным мотивом, вероятно, станет поиск Юрием личного счастья. Он как раз сильно увлекся одной стриптизершей (опять неожиданный и неумышленный привет «Герде»), да только девушка оказалась норовистой, так что пожилому уже мужчине с повадками опытного донжуана придется постараться, чтобы она не только вытеснила назойливый образ жены, но и стала бы его постоянной спутницей. Вероятно, этому будет посвящен весь первый сезон — насчет второго пока ничего не известно.
«Самка богомола» (START)
Довольно свободная адаптация недавнего одноименного французского шоу с Кароль Буке, которое сначала стало хитом на родине, а потом было куплено Netflix. Причем сам оригинал явно отсылает к «Молчанию ягнят».
Дело в том, что формально это детективный психотриллер, где полиция привлекла для поимки серийного убийцы другого маньяка, отсиживающего бесконечный срок в тюрьме. Только маньяк этот — женщина, Ганнибал Лектер в юбке, как сказали бы до эпохи #metoo. И вот у французов ее играет Буке, а в нашей версии, что крайне неожиданно, Ирина Розанова. И, между прочим, Ирина Юрьевна ничем не уступает секс-символу французского кино.
Но на первом месте в «Самке богомола» не убийства и даже не поиск маньяка, а семейная история. Дело в том, что в параллельной сюжетной линии мы встречаем сына главной героини, который стал полицейским и уже много лет знать не желает свою мамашу-убийцу. А ей очень хочется, чтобы он «вернулся», поэтому она ставит следствию условие: либо сын ведет это дело под ее руководством, либо она сотрудничать не станет. И дальше они будут грызться, пока не примут друг друга.
Сын, между прочим, не рядовой опер — он работает под прикрытием, внедрившись в банду, перегоняющую в Германию фуры с российскими секс-рабынями. Бесстрашный на работе, но инфантильный в личной жизни, он идеальный образец выросшего ребенка с травмированной психикой. Словом, понятный, но от этого не менее интересный сюжет, превращенный в сценарий известной писательницей Анной Козловой.
«Виновная сторона» (Амедиатека)
Звезда франшизы «Другой мир» Кейт Бекинсейл в этом сериале старается играть драму и комедию одновременно — получается очень любопытно. Ее героиня — журналистка, которую с позором выгнали из «настоящего» издания, а на лайфстайл-ресурсе все искренне удивляются, когда она предлагает репортаж из жизни бомжей — некликабельно. А у Бет амбиции, у нее даже награды за профессиональную деятельность имеются. Просто у нее сложный период, она слишком часто и неправдоподобно врет, а в своей работе не чурается подлогов, за что и страдает.
И вот у Бет шанс все исправить: одну женщину держат в тюрьме за убийство мужа, а она утверждает, что невиновна. Бет почему-то является на первую встречу с заключенной, даже толком не ознакомившись с делом, и встреча с ней похожа на кошмар, который хоть раз случался с любым журналистом: спикер уличает репортера в неподготовленности. Но Бет отступать не привыкла, так что дальше она худо-бедно будет готовить сенсационный материал, претендующий на «Пулицера». Конечно, «Виновная сторона» не претендует на глубину «Франс» Брюно Дюмона (в российском прокате «Суперзвезда»), но многие детали журналистской повседневности замечены в нем точно.
«Уборщица. История матери-одиночки» (Netflix)
На втором месте после «Игры в кальмара» в рейтинге российского Netflix сейчас сериал «Уборщица» с Маргарет Куэлли и Энди МакДауэлл. Это действительно очень сильная и впечатляющая история, созданная по мотивам бестселлера Стефани Лэнд (издан в России еще два года назад).
Главная героиня, Алекс, живет очень бедно — не как чаще всего показывают в американских фильмах, а действительно бедно. У нее дочь, которую надо на что-то кормить. Алекс устраивается уборщицей, а чтобы не сойти с ума (что вполне возможно, учитывая, что периодически в ее сознании все начинает сдвигаться в какую-то странную сторону), Алекс пишет роман о своих мытарствах. Мать Алекс страдает биполярным расстройством, ей самой нужна помощь. Примечательно, что Маргарет Куэлли и Энди МакДауэлл — это действительно дочь и мать в реальной жизни, так что «химия» между ними обеспечена a priori.
Мир «Уборщицы» суров и разительно отличается от оптимистичного и свободного постапокалипсиса «Земли кочевников». Алекс вечно мыкается по каким-то социальным службам, доказывая, что ей и ребенку нужна помощь, добиваясь справок, ваучеров, пособий, льгот. В России такой фильм, пожалуй, тоже не мешало бы сделать, но и в злоключениях Алекс многие российские зрители, судя по месту в топе онлайн-платформы, увидели много знакомого и злободневного.