Новости Канады
Трюдо сообщил, что сформирует новое правительство Канады в октябре
Премьер-министр Канады подтвердил, что его заместитель и глава Минфина Христя Фриланд сохранит свои должности
В Канаде спасли 39 горняков, застрявших в шахте из-за поломки подъемника
В Университете Макгилла создали небьющееся упругое стекло на основе раковин моллюсков
Канадские епископы обещают выделить 30 млн долларов на поддержку индейцев
Палач, причастный к казни нацистами 214 детдомовцев, не дожил до суда
Эксперты рассказали о последствиях освобождения финдиректора Huawei
Освобождение финдиректора Huawei Мэн Ваньчжоу из-под домашнего ареста в Канаде и выход на свободу двух канадских граждан из китайской тюрьмы не приведет к фундаментальным сдвигам в отношениях Пекина с Вашингтоном. Такое мнение «Известиям» высказали эксперты.
«Освобождение — хороший знак, но это не решает фундаментальных разногласий между двумя сторонами. И США, и Китай ждут бурные отношения на долгие годы вперед», — отметил профессор истории и политики современного Китая в Оксфордском университете Рана Миттер.
Возвращение Мэн Ваньчжоу в Китай и освобождение канадцев может немного исправить тональность, но фундаментально обе сверхдержавы готовятся к более затяжному и чувствительному серьезному противостоянию, подчеркнул, в свою очередь, руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги Александр Габуев.
С конца 2018 года финансовый директор Huawei находилась в Канаде под домашним арестом в ожидании экстрадиции в США. Американские власти считали, что она обманула HSBC, солгав о сделках Huawei в Иране, подвергнув тем самым крупнейший британский банк риску нарушения санкций США. Однако под занавес прошлой недели Мэн согласилась на сделку с минюстом США, что и проложило путь к ее освобождению Оттавой и незамедлительному возвращению домой в сопровождении посла КНР в Канаде.
В тот же день в Китае освободили канадцев Майкла Коврига и Майкла Спавора, обвиняемых Пекином в шпионаже. После признания ими вины во всех вменяемых преступлениях оба были освобождены под залог по медицинским показаниям и незамедлительно улетели в Канаду.
Подробнее читайте в эксклюзивном материале «Известий»:
Верные экстрадиции: как Китай и Канада обменялись заключенными
Суд Канады освободил финдиректора Huawei
Суд Канады освободил из-под домашнего ареста финдиректора Huawei. Кроме того, прекращена процедура экстрадиции в США. В ближайшее время Мэн Ваньчжоу вернется в Китай, сообщает агентство Reuters. Ранее суд в США одобрил сделку топ-менеджера с американской прокуратурой. Разбирательство отложили до 1 декабря 2022 года. Дело финдиректора Huawei тянется с конца 2018 года, передает телеканал «Известия». Ваньчжоу винят в нарушении санкций США против Ирана. Сообщается, что женщина в рамках сделки созналась в сокрытии информации. Тем не менее США продолжат дело против Huawei после сделки с финдиректором. Об этом заявили в американском минюсте.
Телеканал «Известия» доступен в пакетах кабельных операторов, в Москве он находится на 26-й кнопке. Также прямой эфир канала транслируется на сайте iz.ru.
В КНР после трех лет домашнего ареста в Канаде и угрозы экстрадиции в США вернулась финансовый директор Huawei Мэн Ваньчжоу. Одновременно с этим в минувшие выходные из китайской тюрьмы на родину отправились два канадца, обвиняемые Пекином в шпионаже. Многие сочли долгожданный «обмен заложниками» позитивным знаком для американо-китайских отношений, но опрошенные «Известиями» эксперты считают, что к принципиальному сдвигу в конфронтации двух держав этот маленький шаг привести не способен.
Национальные герои
Так в Китае не встречали даже сборную олимпийцев, принесших стране почетное второе место. Красная ковровая дорожка у трапа, толпа ликующих сограждан с государственными флагами, прямая трансляция, которую смотрели 100 млн человек. 25 сентября даже здания в Шэньчжэне, включая самый высокий небоскреб города, 555-метровый финансовый центр Ping An, подсветили приветственными надписями в честь прибытия из Ванкувера дочери основателя компании Huawei Мэн Ваньчжоу.
С конца 2018 года финансовый директор Huawei находилась в Канаде под домашним арестом в ожидании экстрадиции в США. Американские власти считали, что она обманула HSBC, солгав о сделках Huawei в Иране, подвергнув тем самым крупнейший британский банк риску нарушения санкций США. Однако под занавес прошлой недели Мэн согласилась на сделку с минюстом США, что и проложило путь к ее освобождению Оттавой и незамедлительному возвращению домой в сопровождении посла КНР в Канаде.
А в тот же день, что Китай чествовал свою героиню, по другую сторону Атлантики тоже встречали своих героев — канадцев Майкла Коврига и Майкла Спавора. Как и госпожа Мэн, они были под надзором свыше 1000 дней — впрочем, в отличие от нее, им пришлось сидеть не под домашним арестом, а в одиночных камерах в настоящей китайской тюрьме. В августе этого года суд КНР приговорил Спавора к 11 годам тюремного заключения, обвинив в передаче снимков китайской военной техники, тогда как Ковриг лишь ожидал вынесения приговора. Однако вслед за освобождением Мэн Ваньчжоу два Майкла, признавшие свою вину во всех вменяемых им преступлениях, были освобождены под залог по медицинским показаниям и тут же вылетели в канадский Калгари, где их встречал лично премьер страны Джастин Трюдо.
Что примечательно, Китай, неизменно отрицавший любую связь между арестом своей гражданки и последующим задержанием канадцев, и на этот раз отверг все увязки двух громких дел. Если финдиректор Huawei однозначно была «политической заложницей», то канадцев арестовали на основании доказательств их шпионской деятельности, пояснили публике многочисленные китайские эксперты. Они не забыли обратить внимание на то, что в числе прочих инстанций приезд Майклов домой приветствовала в своем Twitter и Канадская служба безопасности и разведки, а это, мол, еще одно доказательство, что их шпионская деятельность не была выдумана КНР.
Войну никто не отменял
Как признали источники американской прессы, нынешний исход стал итогом июльского визита в республику замгоссекретаря Венди Шерман, во время которого китайские и американские дипломаты договорились создать рабочую группу для обсуждения таких резонансных дел, как случай с Мэн и двумя канадцами. И хотя тогда это было единственным конкретным достижением переговоров, точка в саге с экстрадиций Мэн Ваньчжоу (пусть даже ее судебное преследование в США было не закрыто, а отложено до 1 декабря 2022 года) показала: невзирая на сохраняющуюся напряженность, у Китая и США есть возможности для компромисса.
— Администрация Джо Байдена четко решила, что продолжающееся задержание Мэн Ваньчжоу не отвечает интересам США. Китайское правительство также, похоже, осознало, что задержание канадцев по неясным и необоснованным обвинениям наносит серьезный ущерб готовности иностранных бизнесменов [работать с КНР] из-за растущих опасений, что и их могут держать в плену из-за спора с их правительством, — пояснил «Известиям» мотивацию сторон в истории с взаимным освобождением профессор истории и политики современного Китая в Оксфордском университете Рана Миттер.
Белый дом во главе с Джо Байденом счел непрагматичным некоторые перегибы на китайском направлении, допущенные Дональдом Трампом, и решил их исправить, согласился с этим руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев.
— И сделка по Мэн — один элемент в этом. Сюда же можно отнести и временное разрешение Huawei экспортировать некоторые типы чипов, и переговоры о возможной отмене ряда тарифов, введенных Трампом, — разъяснил российский китаист «Известиям».
Вместе с тем оба эксперта подчеркнули, что одно лишь освобождение финдиректора Huawei и встречный жест Пекина в отношении канадцев не решают фундаментальных разногласий между двумя сторонами.
— Это может немного исправить тональность, но фундаментально, конечно же, обе сверхдержавы готовятся к более затяжному и чувствительному серьезному противостоянию, — сказал Александр Габуев.
Справедливость этого прогноза подчеркивают все последние шаги Америки на китайском направлении — например, недавнее создание военно-политического альянса AUKUS в составе США, Великобритании и Австралии и дальнейшее укрепление взаимодействия по линии QUAD, носящие явно антикитайский подтекст. Знаком же неготовности КНР к безоговорочному примирению можно счесть предположительный отказ председателя республики Си Цзиньпина от предложения Джо Байдена провести двустороннюю встречу (хотя сам Байден позднее отверг это утверждение, сделанное британской Financial Times).
При этом пока счастливый исход с именитыми заключенными не изменил даже риторику. Например, Global Times в редакционной колонке об освобождении Мэн не преминула как бы вскользь припомнить все последние грехи США. «За более чем 1000 дней содержания Мэн под стражей Соединенные Штаты потеряли контроль над своей внутренней эпидемией COVID-19, потерпели фиаско в Афганистане и нанесли удар Франции — своему близкому союзнику — в спину». Освобождение же Мэн было интерпретировано в качестве однозначной победы Китая и того факта, что страна «выдержала торговую войну, развязанную США, в то время как Huawei успешно выдержала кампанию максимального давления Штатов».
Кстати, со схожими оценками эту историю встретили и некоторые политики в США. К примеру, сенатор-республиканец Марко Рубио назвал освобождение Мэн «еще одним примером опасно мягкого подхода администрации Байдена» к Китаю, что, по его словам, вызывает серьезные сомнения в способности главы Белого дома противостоять угрозе, исходящей от Huawei и Компартии КНР.