Технологии изготовления Царь-ванны

В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца. Внутри восьмиугольной башни взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн из красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров.

Царь-ванна – шедевр каменного мастерства прошлого. Потерянные технологии

Таким он был изначально

Царь-ванна – шедевр каменного мастерства прошлого. Потерянные технологии

Внутри установлена каменное чудо. Изготовил ванну Самсон Ксенофонтович Суханов.

Официально про изготовление ванны информация, следующая: в 1818 году в Баболово с одного из финских островов, доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. (До сих пор не пойму, как её доставляли вглубь континента – 27 верст по пересеченной местности?). Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. В результате получилась полированная гранитная ванна: высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещению 8 тыс.ведер. Толщина стен чаши минимальна – 45 см.

После того как были завершены камнерезные работы, вокруг ванны возвели стены – восьмиугольную башню. По периметру помещения на кронштейнах были сделаны чугунные мостки с перилами, спусками, и смотровыми площадками. Работы закончились в 1829 году спустя 4 года после смерти заказчика – Александра I.

Многих озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия, а также отсутствуют какие-либо технические возможности для подачи и подогрева воды. Но это не так. Фотография будет ниже.

 

Небольшой ролик с информацией про Царь-ванну:

x

 

Царь-ванна – шедевр каменного мастерства прошлого. Потерянные технологии

Размер ванны по сравнению с ростом человека

Царь-ванна – шедевр каменного мастерства прошлого. Потерянные технологии

Возможно, ванну не закончили, т.е. поверхность без полировки

На протяжении всего времени, с того момента как узнал про существование такого изделия, меня не покидает вопрос: почему наши министерства не реконструируют здание, почему не сделают интересное место для туристов? Ведь это в любом случае достижение наших мастеров прошлого! Это нужно сохранить, а информацию распространить. Или там боятся, что люди начнут задавать неудобные вопросы? Какие? Например, о технологии изготовления. Врят ли есть в наше время каменнорезные производства, которые смогли бы взяться за подобную работу…

Перейдем к технологиям изготовления этой ванны. Начнем с самой свежей и самой неоднозначной версии:

1. Штампованное литье.

Что бы сразу понять эту версию, посмотрите процесс изготовления бетонных вазонов где-то в Юго-Восточной Азии:

x

 

Вот еще аналогичный пример:

x

Благодарю peshkints из livejournal за высказанную версию здесь

По центру вазона остается отверстие от трубы. Его заливают и заглаживают бетоном пока он еще не схватился. Оказывается, в Царь-ванне по центру есть отверстие. И его не относят к сливному, т.к. диаметр слишком мал. А вот как отверстие от трубы при штамповке по этой технологии – вполне. Только не понятно, почему мастера его не залепили?

Царь-ванна – шедевр каменного мастерства прошлого. Потерянные технологии

Отверстие в Царь-ванне

Многие читатели скажут, что на видео – бетон. А Царь-ванна – это гранит. Нет связи. Есть много фактов, что искусственный гранит могли создавать из смесей. Я показывал примеры в своих статьях «Литье каменных блоков» (в livejournal).

Вот один из рецептов имитации состава под гранит:

Имитация гранита

смешивают чистый мелкий песок, колчедан или какую-нибудь другую массу, содержащую кремень, со свеже обожженной и истолчённой известью в следующей пропорции: 10 песку или колчедана и 1 извести. Известь, гасится влажностью песка, разъедает кремень и образует тонкий слой вокруг каждой кремниевой песчинки. По охлаждении смесь размягчают водой. Затем берут 10 толченого гранита и 1 извести и замешивают в место. Обе смеси кладут в металлическую форму таким образом, чтобы смесь песка и извести образовала самую середину предмета, а смесь гранита с известью внешнюю оболочку от 6 до 12 мм (смотря по толщине приготовляемого предмета). В заключение массу прессуют и придают ей твердость, высушивая ее на воздухе. Окрашивающим веществом служат железная руда и окись железа, которые смешивают горячими с зернистым гранитом.
Если хотят предметам, сформированным из вышеприведенного состава, придать особенную твердость, то их кладут на час в кремнекислый калий и подвергают жару в 150°Ц.

Информация из книги «Справочник кустаря», 1931г.

Скажите, кто проверял этот рецепт? Такой информации нет. А если рецепт рабочий? А если один из множества? Так что, я бы не исключал возможность изготовления Царь-ванны и ей подобных гранитных изделий из составов, очень похожих или повторяющие природный гранит. К тому же, я считаю, что и природный гранит – это не магматическая порода, а минеральная, окаменевшие или закристаллизовавшиеся грязевые массы, выходящие из недр.

2. Изготовление из гранитной глыбы

Краткую официальную информацию об этом я привел выше. Оказывается, есть упоминания про изготовление подобных изделий в 19-20вв:

 

Люстгартенская гранитная чаша

Царь-ванна – шедевр каменного мастерства прошлого. Потерянные технологии

70 тонн, изготовлена в 1826-1827 годах. Первичная обработка профиля чаши, изготовленной из 225 тонной пластины гранита, проводилась прямо в каменоломне 20 каменотесами, после чего чаша была перемещена с помощью катков в порт, на баржу.

Царь-ванна – шедевр каменного мастерства прошлого. Потерянные технологии

 

Царь-ванна – шедевр каменного мастерства прошлого. Потерянные технологии

Гранитная чаша в шлифовальной мастерской. Рисунок 1831. Оснастка очень похожа на лекала из штамповки вазонов на видео выше.

Царь-ванна – шедевр каменного мастерства прошлого. Потерянные технологии

Ранее она стояла так

Царь-ванна – шедевр каменного мастерства прошлого. Потерянные технологии

Рисунок процесса установки.

Еще подобное изделие:

Царь-ванна – шедевр каменного мастерства прошлого. Потерянные технологии

В 1910 году для Union Station Plaza в Вашингтоне была изготовлена из 65-тонной гранитной глыбы чаша для фонтана. Обработка производилась вручную по шаблонам, с помощью 4-и 6 лезвийных молотков. При полировке впервые был применен поворотный стол. Полировка производилась с помощью железных утюгов, фетровых дисков и полировочных паст.

По ней информации не нашел.

Как видно, либо мастера все же умели изготавливать такие шедевры из многотонных гранитных глыб. А тем более, умели доставлять эти глыбы к месту изготовления и умели их устанавливать.

Либо нам хотят выдать технологию лепки из искусственного гранита за мастерство обработки этой твердой породы. Что думаете?

Подписаться на секретный telegram-канал, чтобы не пропустить эксклюзивную информацию, не представленную больше

Leave a Comment