Странные изобретения, которых вы точно не видели

Уже не раз и не два портал Крамола рассказывал о изобретениях, которые могли бы изменить мир, но почему-то это не сделали. В этой статье ещё несколько подобных разработок. Какие-то из них будут казаться нелепыми, какие-то слишком прорывными для нашего времени, давайте удивляться. И начнём мы с абсудра Холмана.

Абсурд Холмана 

В конце 19 века в железнодорожном бизнесе Америки, развивающем сеть железных дорог невиданными темпами, конкуренция была так велика, что мелкие компании закрывались одна за другой. У маленькой компании Уильяма Холмана дела обстояли крайне плохо. И тогда Уильям придумал поистине гениальный ход – вместо разработок паровозов новых систем, он решил удивить всех, усложнив конструкцию старого. 

Холман выкупил «на последние деньги» обыкновенный паровоз и «усовершенствовал» его – колеса получившегося механизма стояли на дополнительных тележках, система фрикционов передавала усилие от них на ведущие колеса, а вот те уже стояли на рельсах. Изобретатель в 1895 году получил патент на свое изобретение. 

Удивительный паровоз выглядел очень необычно, передние колеса располагались в два этажа, задние так и вовсе в три. Реклама, запущенная Холманом по всей Америке расхваливала «новейший паровоз» как могла. Обещалась трехкратное увеличение скорости, уменьшение проскальзывания колес за счет увеличения точек соприкосновения с рельсами, сокращение потребления угля… И, самое завлекательное – любой старый паровоз компания Холмана готова была переделать в новый! 

Появившееся в 1887 году на железной дороге Нью-Джерси чудо, привлекло внимание своим странным внешним видом, агрессивной рекламой и слепой верой людей в то, что это, без сомнения, будущее паровозостроения. 

На волне успеха «изобретатель» выпустил акции на огромную по тому времени сумму – десять миллионов долларов и продал почти все! Только год спустя привлеченные эксперты, ужаснувшись, привели доказательства, что все обещанные преимущества паровоза Холмана – чистой воды надувательство: никакого прироста скорости и уменьшения потребления угля быть не могло, конструкция колес только усложнялась. И Уильям Холман исчез из бизнеса. 

Удивительный паровоз был переделан обратно и работал еще несколько лет под именем «Абсурд Холмана». 

Но это еще не все! В 1894 году Холман вернулся с новой компанией и новой идеей паровозных тележек. Было заказано три паровоза «новой системы», но доделан только один. Когда очередная партия акций была выгодно распродана, изобретатель исчез, теперь уже навсегда. 

Коловратная паровая машина Тверского 

Создателем первого роторного парового двигателя, который применялся для настоящей работы, был русский инженер-механик Николай Николаевич Тверской. Всю свою жизнь изобретатель связал с морем, где дослужился до офицерского звания, и где старался применять свои устройства. 

Первое же изобретение (это был конечно же корабль) Тверской предлагал оснастить его же конструкции двигателем, основой которому служила ротативная машина, работавшая от котла с герметичной топкой. Топливо правда, предлагалось «непопулярное»: жидкий аммиак, известь и серная кислота. Тем не менее проект впечатлил представителей Технического комитета и даже получил гранд в тысячу рублей «на развитие идеи». 

И идея развивалась: через два года Тверской предлагает свою «коловратную машину», которую сегодня можно назвать первым настоящим роторным паровым двигателем, который не только представлял собой действующую модель, но и реально “работал”. Машина оказалась прочной, долговечной, достаточно эффективной. А также обладала мощным крутящим моментом уже с «низов», и частотой вращения от тысячи до трех тысяч оборотов в минуту. 

Применение такого устройства не требовало редуктора и позволяло соединяться через вал сразу с динамо-машиной или насосом, или гребным винтом… Для российского Императора Александра III в 1883 году была изготовлена 4-х сильная «коловратная машина», и установлена на личный паровой катер государя – «Штандарт». Сам император, после осмотра установки, отдал распоряжение о поддержке Н.Н.Тверского. 

Наступавший 20 век принес этому удивительному механизму забвение. Паровые машины с поршнями были проще в использовании, паровые турбины развивали большую мощность. И, несмотря на ряд достоинств, “коловратные” машины были забыты. 

Boilerplate – робот викторианской эпохи 

В конце восьмидесятых годов девятнадцатого века, той самой «викторианской» эпохи» о которой любят вспоминать стимпанкеры и любителя приключенческого романа, появляются первые упоминания о “роботах” (напомним, что сам термин появился только в 1920 году). 

Началом следует, видимо, считать выход в 1865 году книги «Громадный охотник, или Паровой Человек в прериях», в которой автор Эдвард Эллис рассказывал об изобретателе, сконструировавшем «парового человека». После этого все настоящие изобретатели и «самоделкины» просто обязаны были изготовить что-то подобное. 

В самом конце века, в 1893 году Арчибальд Кемпион, потратив на свою работу пять лет, показывает публике чудо-устройство – робота Boilerplate. Случилось это на международной выставке в Колумбии. 

Изобретатель с самого детства был погружен в атмосферу необычного – его отец руководил компанией, производящей в Чикаго механические вычислительные машины. Выбор Арчи очевиден – он старательно учиться, а затем устраивается для того чтобы быть ближе к техническим новинкам и что бы набраться опыта в телефонную компанию Чикаго. 

Там он не просто хорошо работает, а начинает придумывать свои усовершенствования, которые патентует. Это и трубопроводы особой конструкции, и электрически системы, применяемые, в частности, компанией Westinghouse Electric. Именно отчисления за лицензирование патентов, позволяют Арчибальду Кемпиону сколотить состояние и удалиться в частную лабораторию, где и рождается Boilerplate. 

Кемпион сознается, что создавал своего робота для того, чтобы в военных конфликтах не гибли люди, т.е. прямо говорит о нем как о механическом солдате. На такое изобретение Кемпиона подвигла история, случившаяся с ним в детстве – один из его родственников погиб на войне. 

Ну что, поверили в этого робота? И зря. Американский журналист Пол Гинен, с которого и началась вся эта история,  признался, что в 1999 году сам придумал этого удивительного робота. Эта история очень похожа на средневековый велосипед, сенсационные материалы о котором также прокатились по крупным СМИ, посмотрите об этом на нашем сайте, будет интересно: Тест “устойчивость к манипуляции.

Гидроинтегратор Лукьянова – аналоговая «водяная» ЭВМ 

Кто слышал о таком устройстве? А ведь это первый в мире аналоговый «компьютер», который мог, например, решать дифференциальные уравнения в частных производных. Математика и математическая физика – гидроинтегратор мог многое. 

Создал этот механизм Владимир Сергеевич Лукьянов, выдающийся советский ученый. Необходимость в таком устройстве Лукьянов ощутил, когда молодым ученым столкнулся с проблемами на строительстве железной дороги: бетон трескался. В 20-30-е годы это был настоящее бедствие для конструкций из железобетона. 

Тогда Владимир Сергеевич предположил, что дело в температурных напряжениях (которые возможно описать с помощью дифференциальных уравнений, но расчеты по таким уравнениям заняли бы ужасно много времени). И, в процессе разработки своей версии, Лукьянов обратив внимание на сходство уравнений для описания теплообмена и уравнениями для описания течения жидкостей. 

И первый процесс он смоделировал с помощью второго! Вода должна была “имитировать” температуру. В 1936 году Лукьянов создает гидроинтегратор ИГ-1 для решения именно этой задачи – расчёта температурных напряжений бетона. Следующую модель изобретатель создает в 1941 году – там можно было решать “двумерные” задачи, а позже появляется и «трехмерный» гидроинтегратор. Мало того – устройства стали выпускать серийно. И даже поставлять за границу – в Китай, Чехословакию, Польшу… 

С помощью таких механизмов производили расчеты для поистине великих проектов: Каракумского канала, БАМа, Саратовской гидроэлектростанции… Сто пятнадцать организаций нашей страны были оснащены устройствами Лукьянова, которые работали вплоть до 80-х годов, успешно справляясь с задачами, «слишком сложными» тогда для цифровых ЭВМ. Наглядность, простота в работе и “постройке” устройства – вот основные преимущества ИГЛ. 

Сегодня два таких устройства можно увидеть в Московском Политехе. Механизмы на самом деле замечательные, сделанные талантливым изобретателем и принесших огромную пользу, достойно занимают свое место в музее аналоговых машин. 

Ещё о двух изобретениях, которые не вошли в эту статью, идёт речь в этом видео:

x изобретательнаукаинженерное дело

  • 2961 просмотр

Источник

Leave a Comment