Кого и зачем бальзамировали в XX веке

Практически ровно 95 лет назад, 21 января 1924 года, председатель Совета народных комиссаров СССР, председатель Совета труда и обороны все того же СССР и прочая, и прочая, Владимир Ильич Ульянов, также известный под псевдонимом Ленин, скончался в усадьбе Горки после продолжительной болезни на 54-м году жизни.

x

Уже на следующий день по решению коллег Ульянова его тело забальзамировали. Оно лежит в специально сооруженном для этого мавзолее по сей день. Впрочем, Ленин не одинок: по всему миру можно найти немало аналогичных забальзамированных тел.

Вообще-то, тело В. Ульянова изначально планировалось сохранять лишь в течение нескольких дней: до похорон, назначенных на 27 января. Но уже спустя несколько дней было принято новое решение: тело вовсе не хоронить, но выставить в саркофаге на Красной площади, чтобы, как писали в воззвании рабочие Путиловского завода, «Ильич физически остался с нами и чтобы его можно было видеть необъятным массам трудящихся», то есть чтобы сделать его объектом поклонения всех прогрессивных людей сначала Страны Советов, а затем и целого мира.

Уже 27 января 1924 на Красной площади появился первый, деревянный мавзолей — маленький, тесный и невзрачный. Весной того же года, когда тело Ленина отправилось на новое бальзамирование — на этот раз не временное, а постоянное, — первый мавзолей заменили вторым, тоже деревянным, но более внушительным. Он прослужил местом пребывания тела вождя до 1929 года, когда началось строительство нынешнего, гранитного мавзолея. Тело «переехало» в новое помещение осенью 1930 года. Там оно и находится (за вычетом 4-летней командировки-эвакуации в Тюмень в 1941–1945 гг.) вот уже почти 90 лет.

«Да как им такое в голову пришло!»

В мавзолее Ленина соединились сразу две традиции увековечивания памяти умершего, известные с глубокой древности, — сохранение тела от естественного разложения и помещение его в заметное, возвышающееся над землей сооружение. Собственно, мавзолей — это и есть сооружение, постройка, предназначенная для захоронения умерших не в земле, а на поверхности.

Название такой постройки пошло от имени карийского царя IV века до н. э. Мавсола, которому его вдова, царица Артемисия, возвела памятник в Галикарнасе, ставший одним из древних чудес света. Хотя и до того самые разные культуры сильно преуспевали в строительстве заметных памятников-усыпальниц, и египетские пирамиды — только один, самый известный пример.

Примечательно, что традиция эта жива до сих пор, причем строителями надземных усыпальниц руководит не только тщеславие и желание оставаться у всех на виду даже после смерти, но и чисто практические воображения: мавзолеи используют, когда захоранивать покойников в земле по какой-то причине оказывается невозможным — например, если почва слишком каменистая или топкая или если ее просто недостаточно.

Надо сказать, что и экстравагантная по нынешним меркам идея выставлять напоказ специально забальзамированное тело покойника в 1924-м не была новой. Первые опыты в области намеренной мумификации трупов проводили еще представители культуры чинчорро, развившейся на тихоокеанском побережье Южной Америки не менее 9000 лет назад.

Крупными специалистами в области сохранения тел умерших уже в 3-м тысячелетии до Рождества Христова были египтяне. Независимо от них техники бальзамирования и мумификации развились также в Центральной и Южной Америке, в Китае и Тибете, на территории нынешней Нигерии. Однако, насколько известно, законсервированные таким образом трупы не выставлялись там на десятилетия на всеобщее обозрение.

Другое дело, когда тело бальзамировали на короткий срок, чтобы все желающие могли проститься с покойным или чтобы довезти его от места смерти до места захоронения. Так поступают и сегодня.

Традиция выставлять забальзамированное тело на всеобщее обозрение зародилась позже и не в связи с распространением христианства. Мощи святых тут не могут считаться примером, так как их тела в абсолютном большинстве случаев не подвергаются бальзамированию, хотя римских пап таким образом сохраняли на длительный срок, и некоторые такие тела можно увидеть до сих пор, но об этом позже.

Речь о бальзамировании с научными целями, чтобы можно было изучать устройство человеческого тела. Этим люди занимались еще в Средневековье.

И лишь в XVIII–XIX веках разглядывание выставленных напоказ покойников стало странноватым по нашим понятиям развлечением. Впрочем, если учесть, что не меньшим развлечением тогда считались публичные казни и «цирки уродов», это кажется не таким уж удивительным.

А вот макабрическая мода на выставление забальзамированных в мавзолеях на долгие годы тел правителей началась, несомненно, именно с В. Ульянова-Ленина.

Вожди, генералиссимусы, президенты

Вслед за Ильичом последовал советский большевистский деятель Григорий Котовский, застреленный в 1925 году и тоже помещенный в мавзолей в Подольске Одесской области Украины. А там подтянулись и другие: в 1949-м в собственном мавзолее оказался руководитель Болгарии Георгий Димитров, в 1952-м — монгольский коммунистический диктатор Хорлогийн Чойбалсан (правда, он делил усыпальницу с основателем монгольской республики Сухэ-Батором и тела их хранились в замурованных саркофагах), в 1953 году Ленина на Красной площади потеснил Сталин, и в том же году на обозрение публики выставили тело чехословацкого президента Клемента Готвальда, заболевшего на похоронах Сталина и умершего вскоре после этого.

В 1969-м скончался лидер коммунистического Вьетнама Хо Ши Мин, в 1976-м — председатель КНР Мао Цзэдун, спустя три года — первый президент независимой Анголы (страна 27 лет существовала в состоянии кровавой гражданской войны) и строитель социализма Агостино Нето, в 1985-м — находившийся у власти почти сорок лет глава Гайаны Линдон Форбс Бернхем. Все они были забальзамированы и оказались в мавзолеях. Наконец, в 1994 году к этому «клубу» присоединился вечный президент Северной Кореи генералиссимус Ким Ир Сен, а в 2012-м с ним в Кымсусанском дворце Солнца воссоединился его сын и тоже генералиссимус Ким Чен Ир.

Немногие из перечисленных правителей надолго упокоились в устроенных для них усыпальницах. Так, К. Готвальда в рамках ослабления коммунистического режима и критики культа личности захоронили в 1962 году (а еще потому, что его тело, будучи неудачно забальзамированным, стало портиться), за год до того у Кремлевской стены похоронили И. Сталина, а тела Г. Димитрова и Х. Чойбалсана, А. Нето и Ф. Бернхема были погребены в 1990-е после падения коммунизма, при этом мавзолеи в большинстве случаев были снесены. В 2016-м предали земле останки Г. Котовского — мавзолея он лишился раньше: его уничтожили оккупационные немецкие войска, после чего фрагменты тела хранились в небольшом склепе.

На своих местах, помимо Ленина, сегодня остаются Мао Цзэдун, Хо Ши Мин и оба Кима. При желании и по возможности можно посетить усыпальницы всех четверых, хотя и придется отстоять немалые очереди бок о бок с местными жителями и туристами, пройти неоднократные проверки охраны и сдать фотографирующую технику.

Примечательно, что процедуре бальзамирования подвергались не только коммунистические отцы нации, но и политики иного толка с большими заслугами. Так, с 1953 года в закрытом саркофаге в мавзолее Аныткабир в Анкаре хранится тело основателя Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, умершего в 1938-м.

С Чан Кайши, президентом Китайской Республики (Тайвань), история интереснее: его забальзамированное тело находится в закрытом саркофаге в резиденции ыху, теперь ставшей мемориалом и в некотором смысле мавзолеем, а в центре столицы острова Тайбэе стоит 70-метровой высоты мемориальный комплекс — Национальный мемориальный зал Чан Кайши. Любопытно, что второй президент Тайваня, старший сын Чан Кайши Цзян Цзинго тоже забальзамирован и лежит в отдельном мавзолее в километре от отца на территории мемориального комплекса.

Также были забальзамированы, но затем захоронены тела многолетнего президента Филиппин Фердинанда Маркоса и первой леди Аргентины Эвы Перон.

В этом ряду особняками стоят римские папы, которых столетиями бальзамировали для лучшей сохранности во время длительных процедур прощания, а затем захоранивали на территории Ватикана. Не всех, впрочем, ждало окончательное упокоение. Так, папа Иоанн XXIII, скончавшийся в 1963 году, был по ватиканскому обычаю забальзамирован, отпет и погребен, но 2001 году снова потревожен. Дело в том, что его объявили святым, и тело выставили в соборе Святого Петра для поклонения. Процедура бальзамирования была выполнена столь качественно, что его тело и сейчас выглядит так, будто папа скончался не полвека, а пару часов назад.

Маленькая девочка в сомнительной компании

В Катакомбах капуцинов в Палермо, на Сицилии, имеется небольшой застекленный гроб, в котором хранится забальзамированное тело маленькой Розалии Ломбардо, не дожившей нескольких дней до двухлетнего возраста. Она скончалась от пневмонии в начале декабря 1920 года.

Отец ребенка был безутешен и обратился к Альфредо Салафии, химику, известному всей Италии и за рубежом вплоть до США как успешный бальзамировщик. Тот, воспользовавшись своими фирменными методами, законсервировал тело Розалии настолько удачно, что то сохранялось на протяжении восьми десятков лет посреди часовни Св. Розалии почти без изменений — по свидетельству очевидцев, девочка выглядела так, будто только что заснула, но вот-вот откроет глаза.

И только в начале этого века на теле проявились первые следы порчи, хотя оно и сегодня не захоронено, а находится в капсуле, заполненной азотом и в более сухом и темном месте, чем раньше.

Подписаться на секретный telegram-канал, чтобы не пропустить эксклюзивную информацию, не представленную больше нигде.

Leave a Comment