Как Эдисон у Лодыгина лапмочку украл

Лампа накаливания — яркий пример, что, кроме таланта и упорной работы, изобретатель должен обладать «волчьей» хваткой в делах бизнеса, чтобы именно за ним закрепилась слава «первооткрывателя».

Родился Александр Николаевич Лодыгин в дворянской семье 18.10.1847 г., и должен был стать военным – семейная традиция. Но, окончив Воронежский кадетский корпус, а затем Московское юнкерское училище, Лодыгин в 1870 году, выйдя в отставку с военной службы, обосновывается в Петербурге. Тогда его помыслы были направлены на первое изобретение — экранолет: машину для воздухоплавания на разных высотах, пригодную для перевозки грузов и людей.

Электролет А.Н.Лодыгина

Электролет А.Н.Лодыгина

Главным отличием этого летательного аппарата от существующих являлось то, что в движение его приводило электричество. Надо отметить, что Александр Николаевич был чистым самоучкой в делах электричества. Свой экранолет Лодыгин предложил Российскому военному министерству, но так и не дождался ответа от чиновников. Зато привлек внимание Французского комитета по безопасности: Франция воевала с Пруссией и готова была предложить Лодыгину пятьдесят тысяч франков для постройки экранолета.

Этим планам не суждено было исполниться. Когда Лодыгин добрался до Парижа, Пруссия вынудила Францию капитулировать — воздухоплавательная машина оказалась больше не нужна. Возможно именно эта неудача, заставила Лодыгина пересмотреть направление для деятельности. По возвращении на родину у Александра Николаевича была новая идея — использовать электричество для освещения.

К тому времени в нескольких лабораториях мира велись опыты по созданию осветительных ламп. В основном это были проекты по использованию электрической дуги (В. Петров еще в 1802 году говорил о такой возможности), проекты по свечению газа или накаливание электропроводящих тел под воздействием электричества. Можно вспомнить опыты по созданию ламп Жобара (1838 г.), Кинга и Старра (1945 г.), Г.Гебеля (1846 г.) и других, но опыты так и остались «запертыми» в лабораториях.

Работая, Лодыгин перепробовал множество вариантов, пока не остановился на конструкции, из стеклянного шара, в которой на паре стрежней из меди был закреплен стерженек из угля (примерно два мм диаметром). Но конструкция была несовершенной — угольный стержень прогорал буквально за тридцать-сорок минут.

x

Выход нашел Василий Дидрихсон, один из помощников Лодыгина: из шара нужно было откачать воздух. А когда вместо угольного стержня тот же Дидрихсон предложил размещать несколько более тонких, то срок службы ламп стал колебаться от семисот до тысячи часов!

Такого срока службы не удавалось достичь еще никому. И Александр Николаевич решил развивать свой успех. Для начала, они с Василием Дидрихсоном открывают новую компанию: «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К» и принимаются рекламировать свое изобретение. Для этого была проведена «пиар-акция» в 1873 году на одной их питерских улиц – Одесской. Там были установлены семь светильников с лампами Лодыгина вместо привычных керосиновых, и двадцатого мая они вспыхнули, словно «маленькие солнца».

Вот такой билет давал право первым посмотреть на лампочку Лодыгина

Вот такой билет давал право первым посмотреть на лампочку Лодыгина

Акция привлекла внимание. Лодыгин патентует свою лампу во многих странах Европы, а затем и в России (правда это случилось уже в 1874-ом, зато с пометкой о “приоритете 1872 года”). В 1876 реклама продолжилась — на Морской улице в витринах магазина Флорана вспыхнула подсветка новыми электрическими лампочками. Это заинтересовало даже Академию наук, которая выделила тысячу рублей премии Александру Николаевичу.

Фонарь с установленной лампой Лодыгина

Фонарь с установленной лампой Лодыгина

Но на этом успехи «Русского товарищества электрического освещения Лодыгин и К» закончились. В 1875 году Яблочков изобретает, патентует, а затем дорабатывает свою угольную дуговую лампу. И, благодаря грамотному продвижению, а так же тому, что лампы были яркими, относительно дешевыми и удобными в использовании, вскоре о лампах Яблочкова знал весь, а про Лодыгина стали забывать: он проиграл рекламную войну. Компания обанкротилась, даже продлевать действие патентов было нечем.

Свеча П.Н.Яблочкова - еще одного великого русского человека

Свеча П.Н.Яблочкова – еще одного великого русского человека

Лодыгин уезжает из России и живет на две страны — Америку и Францию, совершенствуя свое изобретение: угольные нити в конце концов заменяются вольфрамовыми (что, как показывает история, было правильным решением). Одновременно Лодыгин разрабатывает множество новаторских устройств и технологий: получения вольфрама элетрохимическим путем, электрическую печь сопротивления, плавку металлов и способы получения сплавов…

Тем временем, в 1879 году в Америке, Томас Эдисон, прирожденный бизнесмен, основывает «Эдисоновское общество электрического освещения» и начинает активную рекламу ламп накаливания с вольфрамовой нитью. Тогда мир еще помнил настоящего изобретателя таких ламп, и, после судебных разбирательств, в 1890 году Лодыгин доказывает, кто же был «первооткрывателем» нового вида ламп.

Лампы талантиливого изобретателя-бизнесмена Т.Эдисона

Лампы талантиливого изобретателя-бизнесмена Т.Эдисона

Только «бизнес есть бизнес»: А.Н.Лодыгин снова оказывается почти разорен, и в 1906 году продает (за очень небольшие деньги) свои патенты «General Electric», в состав которой входит и предприятие Т.Эдисона. А уж довести до коммерческого использования готовую разработку они смогли отлично.

x

Следующие десять лет А.Н.Лодыгин провел на родине, разрабатывая проекты вертолета и электрического освещения Олонецкой и Нижегородской губерний. Но революция заставила его вновь уехать в Америку — не сошлись взглядами с новой властью. В 1923 году великий изобретатель, подаривший миру чудо электрического освещения умер, а по миру стала распространяться «не совсем правда о лампочке Томаса Эдисона».

Из комментариев:

У самого Ладыгина не хватило бы средств на получение патента в Париже на – ему помог Яблочков. тот самый, чьи дуговые лампы покупала вся Европа. Даже появился термин – “Русский Свет”. Ладыгин экспериментировал с металлами в вакууме. Наилучшие показатели оказались у вольфрама. А вот Эдисон (телеграфист) как раз экспериментировал с углем. Он говорил, что нашел самый лучший уголь – это бамбуковый уголь на Х/Б нитке со специальной пропиткой. Эдисон, когда узнал о Ладыгине и его лампе тут же захотел перепатентовать на себя, но ему в Париже отказали. Он дождался времени окончания патента… Что действительно придумал Эдисон, так это патрон с резьбой для лампы Ладыгина. Он так и называется Е27 (Edison 27 mm). Так то почти все источники света, кроме ядовитой ртутной, придуманы российскими гражданами.изобретательинженерное делосправедливость

  • 1106 просмотров

Источник

Leave a Comment