Культура
Французский фотограф армянского происхождения ЖАН-МАРК АРАКЕЛЯН
Дорогие друзья!Культурную страничку “Русского Альянса” в этот раз мы постарались наполнить интересными на наш взгляд темами и новыми фото и видео сюжетами
которые любезно предоставила нам народная артистка России Тамара Никитична Воронина,руководитель екатеренбургского театра “Слова”.Участница и вдохновительница
наших проектов направленных на укрепление и развитие русской Культуры,исторической правды и сохранения русского языка.
Благодарим Тамару Никитичну за знакомства с новыми интересными участниками наших программ!
народная артистка России Тамара Никитична Воронина
Сегодня в программе талантливый французкий фото художник Жан Марк Аракелян,его некоторые фотоработы и участие в специальном кинофильме о жизни Великой Княгине Елизаветы Федоровны.
Елицы.Медиа
Французский фотограф армянского происхождения ЖАН-МАРК АРАКЕЛЯН о своей выставке, посвященной св. княгине Елисавете Феодоровне
ИНТЕРВЬЮ: Французский фотограф армянского происхождения ЖАН-МАРК АРАКЕЛЯН о своей выставке, посвященной св. княгине Елисавете Феодоровне, о важности покаяния и о благотворительности
«Портал-Credo.Ru»: Вы собираетесь привезти в Суздаль свою фотовыставку, посвященную памяти великой княгини — святой Елисаветы Феодоровны Романовой. Что это имя значит для Вас?
Жан-Марк Аракелян: С мирской точки зрения это была красивая женщина, знаток искусств, богатая иностранка, после гибели мужа сумевшая посвятить себя тому, о чем мечтала всю жизнь, — благотворительности ради русских людей.
— Которые сполна отблагодарили ее – расстрелом за «шпионаж» в пользу Германии, откуда она родом…
— Но давайте посмотрим на это с духовной точки зрения. В святой Елисавете воплотилось все, с чем приходится иметь дело любому человеку: счастье, страдания и героизм. Под счастьем я имею в виду то, что она была из большой королевской семьи в Германии и вышла замуж за великого князя Сергея Романова в России. А потом ее муж, губернатор Москвы, был убит в 1905 году, во время первой русской революции. Вот что я подразумеваю под ее страданиями.
Но она сумела простить убийцу на второй день после убийства. Это трудно себе представить, это практически невозможно, но она сделала это, в чем и заключается ее героизм. Я верю, что таким образом Бог действовал через нее, и так началась ее подготовка к жизни уже в качестве святой, когда после 2 лет траура она основала Марфо-Мариинскую обитель, где смогла обрести истинную миссию своего жития, через помощь больным, бедным и сиротам.
Еще до замужества она много занималась благотворительностью, но после смерти мужа посвятила себя этому полностью. А после Октябрьской революции она была арестована чекистами, погибла страшным образом и стала святой.
У каждого человека есть шанс обрести новое дыхание, когда с ним случается трагедия, и мы можем обращаться к святой Елисавете за помощью в обретении этого второго дыхания нашей жизни. И я также обращаюсь к ней с такой просьбой при осуществлении своего проекта.
— Как Вы узнали о святой Елисавете?
— Несколько лет назад православные миссионерки из Беларуси привезли во Францию, в город Лион, где я живу, книгу с ее биографией. У меня армянские корни, и хотя мои предки из Турции, но я чувствую связь с Арменией, а значит и с Россией, поэтому меня заинтересовала эта книга. А когда я ее прочитал, я влюбился в характер святой Елизаветы и захотел приехать в Россию, чтобы работать над своим проектом.
Меня поразила храбрость великой княгини. Она пережила много трудностей, но сохранила достоинство и благородство, а также имела храбрость после убийства мужа остаться в России. Она не уехала даже после революции 1917 года, хотя могла сбежать в Англию или к себе на родину в Германию. Люди могут обращаться к этой святой с просьбой о даровании им храбрости для осуществления Божией воли.
— Фотовыставка откроется 16-17 июля, в дни расстрела большевиками всей царской семьи, в том числе и Елисаветы Феодоровны, в 1918 году. В Суздале к этому событию будут приурочены памятные торжества, связанные с 400-летием Дома Романовых, и Ваша выставка, получается, будет их частью…
— Да, так совпало, я этого не ожидал. Думаю, в этом совпадении мне помогла святая Елисавета. Важно, что в России отмечают эту годовщину, и то, что Романовы были канонизированы Российской Православной Церковью.
Я был в Новоспасском монастыре, где похоронена почти вся семья Романовых. Я был там 17 февраля, в день гибели супруга Елисаветы – Сергея Александровича, и я увидел, как люди до сих пор любят его. Они целовали его надгробие. Поэтому я считаю, что отмечать 400-летие династии Романовых очень важно для России.
— Отмечаются ли во Франции какие-то даты, связанные с королевской семьей?
— Нет. И это очень хорошо, что в России правительство, по крайней мере, признало, что это была ошибка – убить семью царя, помазанника Божия. Но в моей стране после французской революции правительство никогда не пыталось хоть как-то вспоминать об убийстве нашего короля Луи (Людовика) Шестнадцатого. Наоборот, во Франции 14 июля до сих пор празднуют годовщину французской революции.
— Удивительно – 17 июля была расстреляна семья Романовых. Всего три дня разницы!
— Современные дети во Франции даже не знают, что, собственно, празднуется 14 июля. Это просто своего рода фестиваль: танцы, музыка. Но на самом деле это был кровавый день. Множество невинных людей было убито тогда. Так что в смысле покаяния Французская Республика могла бы многому поучиться у России, я в этом уверен.
— Другое дело, что покаяние в России какое-то половинчатое, и на государственном уровне памятных мероприятий в годовщину 400-летия никаких, в общем-то, и нет, и официальная Церковь РПЦ МП почти не вспоминает об этой дате…
— Ну, об этом не мне судить.
— Имя святой Елисаветы прочно связано с благотворительностью. Каково значение благотворительности для духовного развития людей? Многие, например, сомневаются в необходимости материальной помощи, противопоставляя ей помощь духовную…
— Есть разные виды благотворительности. Благотворительность – это, прежде всего, способ научиться непривязанности к материальным вещам. Если у меня есть избыток чего-то, почему не поделиться с теми, кто нуждается? По большому счету, дело не в количестве подаяния, а в том, как мы его осуществляем. Каждый человек нуждается в чем-то. Да хотя бы в том же мире, спокойствии. И каждый ищет какого-то мудреца, который их ему даст.
Никто не может сказать, что ему ничего не нужно. Иногда мы даем деньги нищему и знаем, что он пропьет их. Но в Библии сказано: «Не судите, да не судимы будете». И я думаю, что делать подаяние – это также способ не судить. Это очень трудно, но если мы хотим вести духовную жизнь, какую бы религию мы ни исповедовали, благотворительность – это одна из самых сложных и важных ступеней.
— Можете ли Вы назвать какие-то другие примеры в истории, когда царствующие особы посвящали себя благотворительности? Например, принцесса Диана в Великобритании?
— В Италии в XIIIвеке была герцогиня, которая после смерти мужа и сына раздала свое богатство и ушла в монастырь Франциска Ассизского и при этом продолжала помогать людям не только как монахиня. Например, она отправила в Англию учиться одного талантливого художника.
Что касается принцессы Дианы, возможно, она пыталась следовать примеру таких святых. Кстати, принцесса Диана погибла через несколько дней после смерти Матери Терезы. Это интересное совпадение. Я был в Индии как участник благотворительной миссии Матери Терезы. Как Вы знаете, она много занималась в Индии помощью бедным, больным проказой. И это как раз то, чем занималась святая Елисавета. Я уверен, что принцесса Диана пыталась заниматься тем же самым, но мы не можем их сравнивать. Все-таки она не была тем человеком, который отрекся от всего.
И мне жаль, что люди на Западе мало знают о святой Елизавете. Поэтому мой проект – помимо фотовыставки о святой Елизавете я снимаю сейчас также фильм о ней на английском языке – преследует еще одну цель — донести до европейцев весть о ее житии. Даже у вас в России мало кто знает о ней.
Мы непременно должны обращаться к святой Елизавете, если у нас есть какие-то материальные нужды, и она нам поможет, конечно, в том случае, если это не для эгоистичных целей, а находится в согласии с Божией волей.
— Ваша выставка называется «Дыхание Великой княгини Елизаветы Федоровны». Что вы подразумеваете под дыханием? Чем дыхание так важно для духовной жизни?
— Дыхание – это красивое слово. На французском языке оно звучит как «респирасьон». Мы живем, потому что дышим. И это не только биологический, но и духовный процесс, внутреннее дыхание. Эмоции, которые мы переживаем, дают нам разные виды дыхания. Когда мы счастливы, когда мы печалимся или страдаем – мы дышим неодинаково. Иногда мы даже не знаем, как дышать, мы задыхаемся от эмоций, переполняющих нас. А порой дыхание может исцелять.
Что касается святой Елисаветы, думаю, она дышала совершенно по-новому, когда шла в тюрьму к революционеру-террористу Каляеву, который убил ее мужа. Она шла, чтобы передать ему прощение от имени мужа, явившегося к ней во сне. Возможно, она испытывала эмоции, которые даже не предполагала пережить. Каково это – на второй день после убийства простить того, кто убил близкого тебе человека!
Я насчитал семь типов дыхания в жизни великой княгини Елисаветы – и на этом построена моя композиция. В том числе, конечно же, то дыхание, когда она узнала, что будет расстреляна большевиками. Так же, как и все Романовы, она не знала, что ее ведут на расстрел – ей сказали об этом за несколько секунд до смерти. Представьте, как человек начинает дышать, когда ему говорят такое!
В общем, для меня дыхание – это вопрос эмоций. Каждой эмоции соответствует свой тип дыхания. И самое лучшее, прекрасное дыхание – это когда мы пребываем в покое и мире, когда мы обретаем себя и понимаем, каково дело нашей жизни. Именно это и произошло с Елисаветой Феодоровной во время траура, когда она поняла, чем будет заниматься остаток своих дней.
«Портал-Credo.Ru»: У Вас есть единомышленники в России?
Жан-Марк Аракелян: Конечно. Первую выставку своей композиции «Дыхание Великой княгини Елизаветы Федоровны» я провел в столице, в галерее «Марс», благодаря о. Янесу Северу, священнику-иезуиту. В католическом Институте св. Фомы в Москве он руководит группой фотографов, которая называется «На горе». Каждый год они предлагают одну тему духовного порядка, которая разрабатывается посредством фотографии, и в этом году такой темой является тема Свободы.
Также меня поддерживает еще множество людей, как из мира религии, так и из мира искусства. Особую благодарность выражаю покойному Леониду Мирошнику, в чьей квартире я находился, когда работал над этой выставкой. Это был талантливый программист, художник и мультипликатор, доживший до 24 лет. Его трагическая судьба в чем-то перекликается с судьбой великого князя Сергея Александровича, мужа Елисаветы Феодоровны. Я верю в то, что его живой чистый дух благословил мое творчество.
— Пастор и мультипликатор… Религия и искусство, судя по всему, вообще тесно переплетены в Вашей жизни, не так ли?
— Судите сами. Я родился во французском городке под названием Сент-Коломб и изучал кинематографию в Париже. Однако я изучал также и другие предметы, такие как теология, в Ливане и Индии. Я много путешествовал, в особенности в Ливане, Турции и Японии, был на Памире, в Таджикистане и в некоторых других странах Азии и Ближнего Востока, но не столько в качестве туриста, сколько в стремлении достичь своего рода внутренней трансформации, расширяя возможности моих пяти чувств, а также шестого чувства, то есть интуиции. Таким образом, я вижу себя скорее паломником, странствующим с камерой, как кочевник.
— Итак, весть о великой княгине – святой Елисавете Феодоровне Романовой Вам во Францию принесли некие монахини из обители святой Елисаветы в Беларуси. Что еще, помимо этого чисто внешнего события, вело Вас к ней?
— После того, как я стал победителем Международного фотоконкурса в Таджикистане в 2005 г., компания «Sony Ericsson» спонсировала мою выставку в Стамбуле в 2011 г. (все фотографии я сделал простейшим мобильным телефоном этой фирмы), а затем министерство культуры Турции спонсировало несколько моих выставок: в Брюсселе, Пловдиве, Анкаре и Стамбуле, где в августе 2012 года прошла моя фотовыставка на тему «Превознесение Женщины у Руми». Там я изобразил то, как мистицизм этого персидского поэта был вдохновлен женским Эросом. Идея в том, что не просто у любого художника есть муза, существо женского рода, которое дарит ему вдохновение, но эта муза есть Эрос, делающий художника мистиком. И вообще я считаю, что женская святость – это что-то уникальное. Жития женщин-святых более креативны, что ли, и более мистичны.
Некоторые части снимков для выставки были взяты мной из очень старого фильма, где была передана обстановка раннего советского периода – толпа на железнодорожном вокзале в Ереване. Фильм я увидел незадолго до того на кинофестивале в Армении и успел сделать несколько фотографий прямо с экрана, сидя в зале. Мне повезло: сразу после этого фильм закончился. Не могу объяснить как, но неким таинственным образом атмосфера того вокзала оказалась для меня внутренне связана с темой выставки.
Выставка имела успех, но в глубине души я чувствовал, что должен пройти истинное испытание, чтобы узнать, являюсь ли я в действительности тем самым художником, каким меня видят люди. И когда я смотрел на эти картины и эту обстановку советского периода, которую я в них использовал, то почувствовал, что Россия должна стать моим настоящим испытанием, поскольку Россия – это на самом деле особое место для искусства и для художника.
А через месяц я узнал от белорусских монахинь о св. Елисавете Феодоровне. Я прочитал две биографические книги о ней и понял, что ее тема – это и есть мое истинное испытание. Тогда я связался с католическим институтом в Москве, и неожиданно мне пришел положительный ответ, хотя и не напрямую от института, но от связанного с ним о. Яниса Севера. Так начались мои взаимоотношения с Россией.
— А что это были за книги о святой Елисавете, которые Вы прочитали?
— Это очень известные книги. Одну из них написал Морис Жорж Палеолог, французский политик и дипломат. А другая книга так и называется «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна», ее автор – Любовь Миллер, живущая сейчас в Австралии.
Прочитав эти книги, я влюбился в великую княгиню и нашел в ней много общего с Матерью Терезой, родившейся в Албании и тоже – как и св. Елисавета, которая родилась в Германии, но посвятила себя России, – отправившейся в другую страну, в Индию, чтобы помогать беднякам. Я участвовал как доброволец в Миссии Матери Терезы в Индии. Кстати, любой человек может стать добровольцем этой Миссии в любой стране.
— А кроме тех книг Вы читали какие-нибудь книги о России?
— Первой книгой был «Обломов» Гончарова, а потом у меня был период Достоевского и Булгакова, которого я прочитал всего.
— И вот это Ваш первый приезд в Россию и первая выставка. Каковы же первые впечатления о стране?
— Я понял – в Россию надо приходить со смирением, тогда она может много тебе дать. А если с позиции силы – проиграешь, как Наполеон. Как и Япония, Россия – закрытая страна, но если она тебя примет, тогда многие вещи тебе откроются. А также я нашел много общего с Индией, где я жил долгое время. Я почувствовал, что уже знаю эту страну. Мистицизм роднит Россию с Индией. И он не всегда здоровый. Иногда он становится очень опасным.
В Индии меня поразила одна миниатюра, ее можно назвать иконой, на которой изображен Архангел Рафаил с рыбой. Этот шедевр выполнен мастером при дворе Моголов, то есть мусульман, правивших тогда Индией. Я никак не мог понять, почему мусульмане изображают этого Архангела – и только после знакомства с историей святой Елисаветы обнаружил недостающее звено. Я сделал видеопрезентациюсвоей выставки о великой княгине, где подробно излагаю эту взаимосвязь.
— Позвольте привести обширную цитату из Вашего фильма, лучше все равно не скажешь: «Мы находимся в Индии в 1580 году, во времена правления императора Акбара. Художники при дворе Великих Моголов получили заказ написать портрет Архангела Рафаила, о котором повествует Библия в Книге Товита. Это рассказ о двух исцелениях, одно из которых – исцеление слепого с помощью внутренностей рыбы. Среди многочисленных вариантов, написанных художниками, есть уникальная миниатюра. Она показывает дух как таинственное дыхание самого художника, но в то же время, вне всякого сомнения, и как другое, более глубокое дыхание. На миниатюре оно передается движением ветвей в разные стороны. Ветер дует в противоположные стороны – это может показаться противоречивым. Тело Архангела на портрете – это тело женщины, о чем говорят ноги, а также лицо, которое, без сомнения, принадлежит культуре эпохи Моголов в Индии.
В 1347 году в России монах по имени Алексей исцеляет от слепоты жену монгольского хана Джанибека. Это важное событие в истории России, поскольку в качестве благодарности Джанибек дарит Алексею участок земли для постройки монастыря, который назовут Чудов (от слова «чудо») и который находился на территории Московского Кремля. Лицо Архангела (представленного как монгольская женщина) похоже на лицо жены Джанибека, они происходят из одного и того же источника, к тайне которого можно подходить по-разному. Можно ли говорить о влиянии реального события на художественное произведение, в котором представлен священный персонаж, в свою очередь существенно повлиявший на само это событие, то есть исцеление слепой женщины? Здесь заключена тайна творчества, где сам художник является лицом преходящим. Наше художественное произведение также пытается приблизиться к этой тайне, оно связано с другим событием, произошедшим 17 февраля 1905 года.
В этот день Великая Княгиня Елизавета Федоровна придет в Чудов монастырь, чтобы положить останки тела своего мужа, который стал жертвой покушения — его разорвало бомбой. Большой вздох…
Остановимся немного на источнике этого дыхания. Елизавета Федоровна знала, что ее муж, Великий Князь Сергей Александрович, может стать жертвой покушения террористов, и чтобы его защитить, она постоянно, насколько это было возможно, сопровождала его, поскольку ее саму люди очень уважали и не могли повредить ей. В этот день, 17 февраля, она находится со своим мужем в кабинете Великого Князя, они готовятся уехать вместе, садятся в экипаж, и вдруг она вспоминает, что забыла взять с собой какую-то вещь, и, запыхавшись, бежит обратно взять эту вещь — это первое дыхание. Потом раздается взрыв бомбы, и Великий Князь, который в это время находился один, становится жертвой бомбы, которая разрывает его тело на части (второе дыхание). Великая Княгиня бегом прибывает на место взрыва (третье дыхание). Она собирает куски тела (четвертое дыхание) и затем приносит их в Чудов монастырь (пятое дыхание), и несколько дней спустя она идет посетить убийцу, чтобы предложить ему спасение (шестое дыхание), и начинает двухлетний траур, в конце которого она открывает обитель св. Марфы и Марии (седьмое дыхание)…
Эти дыхания, этот ветер нарисованы художником средствами живописи на миниатюре, на которой видно ветви, качающиеся в противоположные стороны. Мы знаем, что когда в океане встречаются два противоположных течения, сила их встречи увеличивает силу каждого из них.
Итак, этот фильм основывается на встрече двух тел, тела Великой Княгини, которая собирает останки тела своего мужа, разорванного бомбой. Здесь присутствует как бы соединение тела женщины, которая держит в своих руках куски тела любимого человека, которого больше нет. Дух этого соединения нельзя запечатлеть иначе, как посредством этой миниатюры. Художник нарисовал событие прошлого, следы которого видны на лице Архангела, являющегося лицом монгольской женщины, которая снова обретает зрение, и события, которое должно будет произойти в будущем. Это событие — Дыхание, веяние которого видно благодаря движению Ветвей. Место встречи в этой миниатюре — монастырь Чудов (чудо), который существует благодаря этому исцелению в 1347 г. И в нем Великая Княгиня должна будет испытать свои самые сильные переживания, т.е. погребение своего мужа, но прежде всего она обнаружит миниатюру с изображением Архангела Рафаила, написанную в Индии в 1580 г. Исследуя эту миниатюру она найдет настоящее ВДОХНОВЕНИЕ, которое в действительности является особенной эмоцией, пережитой ей, когда она рассматривает этого ангела из книги Товита».
Все это Вы изобразили и на своей фотоэкспозиции, но в свернутом, зашифрованном виде. А после просмотра видеопрезентации становится очевидно, что Вы ломаете хронологическую последовательность. Это перекликается со словами протоиерея-композитора Василия Зиновьева: «Музыка может все. И даже прошлое делать настоящим»…
— Да, время становится неважно. Снимок является эстетическим событием, через которое фотограф, сделавший его, или тот, кто смотрит на снимок, получает переживание духовного и чувственного опыта. У меня есть конкретный опыт переживания снимков или картин как Дверей, через которые я должен «пройти», чтобы продолжить мой поиск красоты. Данный проект «Дыхание св. Елизаветы Федоровны» является одной из главных Дверей и Арок, через которые и под которыми я когда-либо проходил на пути к построению какого-то другого конкретного эстетического события. Кстати, у меня есть желание и необходимость сделать снимки из мира балерин и русского оперы-балета, а также русских музыкантов.
— Хотели бы Вы сами перейти от изображения св. Елисаветы к тому, чтобы стать продолжателем ее дела и таким образом «прошлое сделать настоящим»?
— Да, у меня есть идея открыть в Москве лингвистический институт имени великой княгини святой Елисаветы Феодоровны, где преподавались бы французский, немецкий и другие языки, а деньги, которые студенты платили бы за обучение, шли на благотворительность. Но пока это только идея, и я ищу людей, готовых меня поддержать в ее осуществлении.
— Да уж, без таких людей иностранцу в России сделать ничего невозможно. Что ж, успехов Вам!
Беседовал Феликс Шведовский