Когда «вымрет» телевидение и почему аудитория сокращается миллионами?
Наше телевидение «умирает». Его аудитория неумолимо сокращается со скоростью миллион зрителей в год. Об этом с тревогой заявила главный редактор МИА «Россия сегодня» и телеканала RT Маргарита Симоньян.
«А аудитория, не знакомая с телевидением, — отметила она, — с такой же примерно скоростью взрослеет и, в том числе, становится избирателями. Наше государство много лет полагалось на телевидение, и телевидение много лет было главным инструментом донесения информации до общества. А сейчас — нет. Сейчас главное телевидение в России — YouTube. Просмотры YouTube несравнимы с просмотром других программ на телевидении», — сказала Симоньян в эфире программы «Итоги недели с Романом Бабаяном» на радиостанции «Говорит Москва».
По словам Симоньян, государство не было обеспокоено тем, чтобы создавать собственные инструменты и возможность с их помощью «достучаться до населения в эру, когда эти инструменты стремительно менялись».
И добавила, что в России выросло целое поколение, которое «Путина никогда не видело и не слышало».
«Они где его должны увидеть и услышать? Они его видят и слышат только в мемасиках и карикатурах», — сказала она.
Слова Симоньян подтверждают статистические данные. Лидером на российском телевизионном рынке — как по доле, так и по охвату — продолжают оставаться «Первый канал», «Россия1» и НТВ. Но, как сообщило РБК, ссылаясь на данные исследовательской компании Mediascope, у всех трех крупнейших телеканалов по итогам прошлого года среднесуточные доли самой общей аудитории (зрители старше четырех лет) снизились. У «России 1» — на 0,29 п.п., у «Первого» — на 0,32 п.п., у НТВ — на 0,1 п.п. Это общерыночный тренд, в прошлом году отрицательную динамику продемонстрировали большинство крупных российских каналов, указал директор Института современных медиа Кирилл Танаев.
По данным компании TNS Russia об аудитории крупнейших телеканалов за 2016 год доля ее у «Первого канала» за год снизилась с 14,3% до 13%, среднесуточный охват — с 43% до 40,9%. Если говорить об абсолютных показателях, то среднесуточный охват главного телевещателя страны снизился с 29,5 млн. человек до 28,2 млн. Похожая история с «Россией1», флагманским телеканалом холдинга ВГТРК: доля снизилась с 12,9% до 12,7%; охват — с 40,2% до 38,4%; по числу зрителей – с 27,6 млн до 26,5 млн. Снизил показатели и НТВ: доля — с 10,2% до 9,5%; охват — с 32% до 30,4%; по числу зрителей — с 22 млн. до 21 млн.
Как отметили эксперты, такое положение дел связано с общим трендом на снижение эфирного «телесмотрения», который наблюдается в последние годы у крупнейших российских телеканалов.
Помните, как один из персонажей фильма «Москва слезам не верит» говорил: «Телевидение перевернет жизнь всего человечества — ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение»?
Но вот пока что ни кино, ни театр, ни книги, ни даже газеты не исчезли, а будущее самого телевидения уже ставят под вопрос. Если верить данным исследований, доля россиян, считающих телевидение главным источником информации для себя, из года в год неуклонно снижается.
В чем же причина?
Что все это значит? А значит это то, что государство теряет контроль над обществом, особенно над сегментом молодой аудитории. Отсюда и все эти молодежные бунты, «прогулки по бульварам», появление на либеральных митингах «несогласных», где призывают к разрушительным майданам студентов и школьников и др.
Только ли причина в том, как утверждают, что молодежь и часть взрослой публики ушли в интернет и предпочитают черпать новости оттуда и из соцсетей, потому что это сегодня в тренде, и вообще не включает больше «ящик»? Очевидно, что одна из главных причин — неуклонное падение качества передач наших главных каналов, о чем говорят уже который год.
«Столетие» не раз писало о проблемах нашего телевидения, о постоянно вспыхивающих там скандалах, о скабрезных ток-шоу про разводы кинозвезд, об их похождениях, о низкопробном юморе «ниже пояса», о провальных и пошлых передачах.
Опозорилась даже популярная передача «Что? Где? Когда?» Один из ее бывших кумиров Александр Друзь был уличен в неблаговидном поступке.
Год за годом бурные протесты возмущенных зрителей вызывают новогодние шоу на Первом. Дело доходило даже до петиций протеста, собиравших в сети сотни тысяч подписей. Возмущение вызывают засилье на новогодних концертах и «Огоньках» одних и тех же шоуменов и давно всем набивших оскомину надоевших и состарившихся поп-звезд.
Особое чувство неловкости возникает, когда в зале, слушая их выступления, сидят разодетые в пух и прах те же самые «звезды» и, натужно изображая восторг, бурно аплодируют своим же коллегам. Складывается впечатление, что элитарная тусовка развлекает с экрана саму себя, вообще напрочь забыв о том, кому должно служить телевидение.
«Просто ад!» — такими словами популярная певица Слава раскритиковала сегодня «грязные» ток-шоу на российском телевидении. По словам певицы, которая резко высказалась по этому поводу вслед за Марией Шукшиной, эти программы позорят честь и память великих артистов.
Поводом для этого стал очередной выпуск программы Андрея Малахова. Обращаясь к популярному ведущему, певица потребовала от него остановиться, поскольку все, что происходит в эфирах его передачи — это «просто ад». «Адом» Слава назвала вообще все, что происходит на современном российском ТВ. Певица отмечает, что при этом Малахов делает умное лицо, показывая всем, будто он стремится решить чью-то проблему. Но это не так. «Ты просто вгоняешь нас в депрессняк и грязь! Андрюша, стоп!» — эмоционально восклицает артистка.
Грязные «продукты»
Но дело, конечно, тут не в Малахове, он лишь с обаятельной улыбкой произносит в эфире то, что для него написали другие. Вот что сказал в свое время о нашем телевидении народный сатирик Михаил Задорнов, который хорошо знал, о чем говорит:
«Современные передачи создают… продюсеры! Все их компании поголовно называются “продакшны”, то есть “на продажу сделанные”. Телевизионные передачи они называют профессиональным словом “продукт”. И продают его так же, как продаётся в магазинах колбаса, поп-корн и “Пепси”…
А теперь я вам кое-что об этих продюсерах расскажу. А вы уж сами делайте вывод: могут они создать целебный «продукт» или нет? Один из продюсеров, уезжая несколько лет назад с семьёй на постоянное место жительства в Израиль, вырезал своим детям аппендицит заранее, потому что в случае, если это понадобится сделать в Израиле, «выйдет немножечко подороже». Один из очень известных продюсеров и телеведущих, повлиявший на развитие нашего телевидения, давал интервью журналистке в ресторане, куда сам её позвал, и полтора часа в течение разговора ел самые изысканные блюда, а ей не предложил даже стакана минеральной воды…
Когда же, наконец, наши телезрители поймут, что продюсеры современного российского телевидения считают российский народ быдлом? И что они не могут создать «продукт» о любви, чести и достоинстве поскольку об этом ничего не знают.
Их передачи основываются на том, что им близко: на скупости, скандалах, пошлости, сквернословии и … трусости! Пошлость и жестокость в эфире — проявление трусости продюсеров и их попсовых рабов. Вот почему на смену остроумию пришла пошлость!
Развлекательными передачами на Втором заведует Гохштейн. Он часто артистам говорит такую фразу: «Я знаю, что нужно сегодня русскому народу!» Когда к нему пришли молодые авторы и принесли заявку на юмористическую телевизионную передачу без пошлости, он откровенно спросил: “А где пошлость? ” Иначе, мол, не будет рейтинга…
Вот почему во всех передачах, связанных с шоу-бизнесом, мы видим одни и те же лица. Продюсерам не нужны молодые таланты. Их долго раскручивать. От лиц старых прибыль можно получить сразу. Они надёжные бренды. Создавать новые хлопотно и рискованно. Поэтому, что ни программа, то бренд сивой кобылы!», — сделал вывод Задорнов.
Еще больше секса и насилия?
Ранее на всю обоснованную критику в свой адрес руководитель «Первого канала» Константин Эрнст и коллеги неизменно отвечали — рейтинги есть, значит, смысла менять что-либо нет. Имея в виду, в частности, и новогодние программы — мол, их и так никто не смотрит полностью, какая разница, что показывать? И так «Пипл хавает». Но вот сейчас и рейтингов-то уже нет, зритель отказывается «хавать» то, что ему усиленно навязывают. Но никаких перемен не видно.
Выступая недавно на конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей, Константин Эрнст сообщил, что его канал намерен делать, чтобы остановить «бегство» зрителя. Однако ничего оригинального не предложил.
Так он, в частности, сказал, что канал намерен выпускать «продукт», который, по его словам, будет довольно радикальным, «иногда с насилием, более откровенным сексом, на который будет делаться версия для классического телевидения за счет монтажа, и director’s cut, который будет со всеми излишествами с точки зрения классического телевидения».
Другими словами, кроме насилия и «более «откровенного секса» Эрнсту нашему зрителю, которому все это давно осточертело, больше нечего предложить? Ему невдомек, что у нас уже и в школах стали убивать, а пожилые профессора университетов разрезать на части своих юных любовниц?
Пора чистить «авгиевы конюшни»
Так что одна из главных причин упадка нашего телевидения еще и в том, что нашими главными каналами много лет руководят одни и те же люди с не очень взыскательным вкусом. И результаты их деятельности, как свидетельствует статистика, плачевны. А потому, быть может, стоит начать с того, чтобы перенять полезный в этом деле иностранный опыт? Там руководители государственных телеканалов являются не постоянными работниками, а людьми, работающими по контракту строго ограниченный срок — три-четыре года. Идет постоянная ротация и тех, кто руководит телеканалами, и тех, кто на них выступает. В противном же случае — творческий застой неизбежен. Образовалась своего рода «телевизионная мафия», которая «чужаков» не пускает. А как иначе назвать то, что сложилось сейчас на нашем государственном телевидении, где одни и те же люди, захватившие его в развальные 90-е, сидят десятилетиями? Сами себя самим себе и показывают. А если еще точнее — сложившаяся на канале и вокруг него либеральная тусовка занята самообслуживанием и пиаром себя любимых. Не пора ли вспомнить о зрителе?
Ведь он зачастую уходит туда, где показывают другое. Как сказала Симоньян «в публичных каналах Telegram сложилась самая пророссийская, самая патриотическая повестка из подобных платформ. Там очень много топовых авторов, топовых каналов, которые занимают патриотические, наши позиции, в отличие от того же YouTube, где днем с огнем не найдешь человека, который, как сейчас говорят, готов “не зашквариться” и поддержать что бы то ни было, связанное с государством».
Тревожная проблема, связанная с тем, что народ перестает смотреть главные телеканалы страны, как мы уже отметили, — вопрос не только экономики или демографии, как считают некоторые. Это – проблема государственной важности.
Теряя аудиторию на центральных каналах, государство утрачивает возможности влияния на массы, возможность доводить до них проводимую им политику. Опросы показывают, что молодые люди у нас зачастую не только не знают историю России, но и даже то, что в ней происходит сегодня. А это уже — проблема национальной безопасности. Не пришла ли пора начать серьезную чистку «авгиевых конюшен» нашего телевидения?
Андрей Соколов