Города уходят под воду: как изменится облик Земли?

Глобальное потепление кажется чем-то далеким и нереальным: зимой по-прежнему холодно, а прошлогодний снежный коллапс парализовал пол-Европы. Но климатологи настаивают: если ситуацию не переломить, 2040 год станет точкой невозврата. Как же к тому времени изменится облик Земли?

Межправительственная группа экспертов ООН по изменению климата (IPCC) в октябре 2018 года представила доклад о возможных изменениях климата в ближайшие десятилетия, которые ожидают планету при сохранении сегодняшнего уровня выброса парниковых газов.

По словам ученых, уже через 22 года средняя температура на планете может подняться на 1,5 °C, что приведет к лесным пожарам, засухам, неурожаям, экстремальным стихийным бедствиям.

Впрочем, уже сегодня глобальное потепление неуклонно меняет облик Земли: некоторые мегаполисы из проекта «Тонущие города», который выходит с 1 декабря по субботам в 10:00 на Discovery Channel, вскоре могут уйти под воду, а от целых экосистем не останется и следа. Рассказываем, как глобальное потепление меняет нашу планету прямо сейчас.

Ледяная агония в Патагонии

Патагония — уникальный регион, раскинувшийся от Аргентины до Чили. Здесь очень маленькая плотность населения, примерно два жителя на квадратный километр, а вот туристов гораздо больше: они приезжают погулять в чилийском национальном парке Торрес-дель-Пайне и национальном парке Лос-Гласиарес в аргентинской части. Лос-Гласиарес занесен в список природного наследия ЮНЕСКО.

Посетителей привлекает главным образом зрелищный раскол ледника Перито-Морено. Всего же в Патагонии находится порядка 50 ледников, из-за чего регион считается третьим по величине резервуаром пресной воды на планете. Но, похоже, в этих резервуарах кто-то пробил брешь: в последнее время практически все ледники патагонских Анд тают, причем с рекордной скоростью.

Северные и южные лепестки патагонского ледяного поля — то, что осталось от гораздо большего ледяного щита, достигавшего максимального размера около 18 тысяч лет назад. Несмотря на то что современные ледовые поля составляют лишь небольшую часть их прежних размеров, в Южном полушарии за пределами Антарктики они остаются крупнейшим ледяным покровом.

Национальный парк Лос-Гласиарес / Фото REEVE JOLLIFFE

Однако скорость их таяния — одна из самых высоких на планете, считают гляциологи Земной лаборатории НАСА и Калифорнийского университета в Ирвайне.

Проблема стоит настолько остро, что исследовать эти процессы взялся и Европейский космический комитет (ЕСА). Наблюдение с помощью орбитального аппарата показало, что в период с 2011 по 2017 год произошло значительное истощение льда, особенно в самых северных ледяных полях Патагонии.

За шесть лет патагонские ледники отступали со скоростью 21 гигатонна, то есть 21 миллиард тонн в год. Талая вода патагонского ледяного поля способствует повышению уровня моря — этот процесс ученые ставят на третье место после угрожающего вклада тающих ледников Гренландии и Антарктиды.

Уходим под воду: тонущие города

Когда говорят о городах, которые рискуют в скором времени оказаться под водой, обычно первым делом речь заходит о Венеции. Но Венеция — особый случай: это скорее застывшая история, законсервированное роскошное прошлое, прикоснуться к которому приезжают тысячи путешественников со всего мира. Настоящей же жизни в Венеции почти не осталось: все здесь заточено под туристическую индустрию, а те, кто не желает быть экскурсоводом, гондольером, работником музея или официантом в кафе, вынуждены уезжать из города.

В Венеции закрываются поликлиники и почтовые отделения, банки и офисы компаний — город неумолимо тонет, и поддерживать его на плаву достаточно сложно, поскольку виной этому не только глобальное потепление, но и само построение города и система каналов (118 островов Венецианской лагуны разделены 150 каналами и протоками).

С тем, что Венеция уходит под воду, столкнулись еще древние поселенцы, и современные жители рождаются и растут с этим знанием — чего не скажешь, например, о населении Токио или Нью-Йорка.

В то же время крупные мегаполисы, крупнейшие деловые, политические и промышленные центры, где жизнь кипит и не останавливается даже ночью, тоже находятся на грани катастрофы. По словам экспертов проекта «Тонущие города» на Discovery Channel, в Токио за последние полвека количество осадков выросло на 30%, а в Лондоне — на 20% за одно только последнее десятилетие.

Венеция уходит под воду / Фото Андреа Мерола

Еще хуже обстоят дела в Майами, высота которого всего два метра над уровнем моря. Сегодня город сталкивается с самой большой угрозой штормов и наводнений на Земле: подземные воды поднялись на рекордные 400% (!) за последние два года, а каждый сезон ураганов (с июня по октябрь) все чаще наносит городу колоссальный урон.

В зоне риска не только дорогая недвижимость на Майами-Бич, но и все сооружения, находящиеся на побережье, — в том числе атомная электростанция. Один из сильнейших ураганов в Майами — “Эндрю” — в 1992 год унес жизни 65 человек, а разрушения оцениваются в 45 миллиардов долларов.

При этом даже спустя четверть века город еще не готов давать полноценный отпор стихии: так, перед перспективой урагана “Ирма” в сентябре 2017 года власти Майами сделали единственное, что было в их силах, — объявили эвакуацию.

Не менее опасная ситуация складывается и в других городах проекта «Тонущие города» — в Нью-Йорке, Лондоне и Токио, каждый из которых вынужден сталкиваться со своими вызовами. Столица Великобритании пытается укротить своенравную Темзу, чтобы не допустить повторения наводнения 1953 года, вызванного штормом Северного моря, для чего реализуется уникальный проект барьера вдоль реки: защитная плотина достигает 520 метров в длину и выдерживает семиметровые волны.

Нью-Йорк с его 860-километровой береговой линией постоянно живет вопросом, сможет ли город выдержать новый удар стихии, количество которых также увеличивается год от года.

Каждый раз эксперты и представители власти говорят, что этот ураган стал худшим в истории города — и так до следующего шторма. Особенно уязвимо манхэттенское метро (PATH — Port Authority Trans-Hudson — скоростная подземная железная дорога метрополитеновского типа, соединяющая Манхэттен с городами Хобокен, Джерси-Сити, Гаррисон и Ньюарк).

Столетняя система и без того находится в критическом состоянии, а возрастающий уровень моря делает его ахиллесовой пятой всего города. Туннели, мосты и пригородные железнодорожные линии — вся эта инфраструктура также крайне беспокоит инженеров и архитекторов. Какие меры принимает мэрия и какие амбициозные проекты бросают на защиту города — смотрите в проекте «Тонущие города» на Discovery Channel.

Большой Барьерный миф

Крупнейший в мире коралловый риф — самый большой природный объект на нашей планете, образованный живыми организмами. Его видно из космоса, он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а CNN назвал его одним из семи природных чудес света.

Большой Барьерный риф, протянувшийся от северо-восточного побережья Австралии на 2500 километров, превосходит по площади всю Великобританию — и такой уникальный, огромный и сложный организм в скором времени рискует превратиться в миф.

Против него работают сразу несколько факторов и, справедливости ради, не все они антропогенные: так, серьезный урон экосистеме наносят морские звезды «терновый венец», поедающие коралловые полипы — для борьбы с ними ученые даже изобрели подводных роботов, которые впрыскивают в тела морских звезд яд, сокращая их популяцию.

В то же время глобальное потепление несет еще одну угрозу для существования рифов — обесцвечивание, которое происходит из-за гибели водорослей при повышении температуры воды хотя бы на один градус.

Это приводит к тому, что на колониях образуются «проплешины» — бесцветные участки. Глава Центра исследований коралловых рифов в Университете Джеймса Кука Терри Хьюз сообщил, что повышение температуры на один градус уже вызвало четыре волны выцветания кораллов за последние 19 лет: потеря цвета была зафиксирована в 1998, 2002, 2016 и 2017 годах.

Эти наблюдения коррелируют и с отчетом ученых Вудс-Холского океанографического института: они установили, что в июне 2015 года кораллы Южно-Китайского моря потеряли не только цвет, но и сразу 40% микроорганизмов всего за неделю, а связано это было с увеличением температуры воды на шесть градусов на атолле в районе острова Дунша. В целом ученые прогнозируют, что очередной рост температур может привести к полному исчезновению коралловых рифов, и уже сегодня воды Мирового океана теплее нормы на два градуса.

Леса, стертые с лица

Дождевые леса Амазонки — еще одна уникальная экосистема, оказавшаяся под угрозой исчезновения в том числе из-за глобального потепления, которое накладывается на массовую вырубку лесов под сельскохозяйственные нужны.

Этот обширный регион влажнотропических вечнозеленых широколиственных лесов — крупнейший в мире тропический лес, охватывающей почти весь бассейн реки Амазонки. Непосредственно леса раскинулись на 5,5 миллиона квадратных километров, что составляет половину общей площади тропических лесов планеты.

Повышение температуры и снижение количества осадков в некоторых районах могут уменьшить подходящую среду обитания самых разных организмов и потенциально привести к увеличению инвазивных экзотических видов, которые затем будут конкурировать с местными видами.

Сокращение количества осадков в течение сухих месяцев может серьезно повлиять на леса Амазонки — как и на другие пресноводные системы, и людей, которые полагаются на эти ресурсы. Одним из возможных пагубных последствий сокращения количества осадков станет изменение поступлений питательных веществ в реки, что может сильно повлиять на водные организмы.

 

Дождевые леса Амазонки 

Более изменчивый климат и экстремальные погодные явления также в перспективе могут угрожать популяции рыб Амазонки, которые окажутся в непригодных жизненных условиях.

Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) предполагает, что наводнения, связанные с повышением уровня моря, окажут существенное влияние на низменные районы, такие как дельта реки Амазонки.

Фактически повышение уровня Мирового окана за последние 100 лет составило 1,0-2,5 миллиметра в год, и этот показатель может возрасти до пяти миллиметров в год. Повышение уровня моря и температуры, изменения осадков и стока могут привести, по-видимому, и к значительным изменениям в мангровых экосистемах.

Модели развития предполагают, что к 2050 году температура в Амазонке увеличится на 2-3° C. В то же время снижение количества осадков в течение сухих месяцев приведет к широкомасштабной засухе, из-за которой от 30 до 60% тропических лесов Амазонки превратятся в саванну.

Leave a Comment