В последнее время очень сильно участились дискуссии об имперскости России. Дескать, России нужно снова стать империей и тогда у нас все будет, нас везде будут уважать и возможно даже бояться.
Для начала хотелось бы определиться, что есть империя? Если посмотреть в ВиКи, то империя это — могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство с единым политическим центром, играющая заметную роль в регионе или даже во всем мире.
Объективности ради, даже потеряв из сферы своего влияния бывшие союзные республики СССР и страны ВД, Россия не перестала быть империей. По критерию территории мы все еще номер один в мире. Тогда к чему все эти разговоры о дальнейшей экспансии? Лично у меня ответ один – очень много людей продолжают мыслить категориями прошлого. Но жизнь не стоит на месте, а продолжает свое движение, меняя ценности и характер поведения людей и сообществ. Так стоит ли держаться за старое или все -таки, попытаться двинуться вперед?
Чтобы было понятно, о чем я буду говорить, введу понятие, так называемого, ключевого актива. Это нечто, обладание которым делает то или иное государство, или даже частное лицо, весьма влиятельным субъектом. Именно обладание этим ключевым активом во все времена ставилось как цель, которая должна была быть достигнута. Но если посмотреть в ретроспективу, то сам ключевой актив, с течением времени, претерпевал трансформации вместе с развитием человечества. Была и есть постоянная погоня за его обладанием для того, чтобы иметь преимущество в игре под названием жизнь. Всякая игра включает в себя элемент борьбы и для того чтобы выиграть, нужно обладать преимуществом, которое дает факт обладания ключевым активом. Раньше его можно было только отнять, сегодня его можно еще и создать. Не обладая преимуществом играть бессмысленно, так как такой игрок превращается в фигуру на доске.
На заре развития человеческих отношений и развития государственности, ключевым активом была территория. Чем большей территорией обладал субъект, тем более влиятельным он считался в мире. Пока оставались не разведанные земли их старались разведать и застолбить. Когда не открытых земель не осталось, началась борьба за то, что есть. За территории постоянно велись войны, гибли тысячи людей, все из-за того, что земля была ресурсом конечным, а отсыпать искусственные острова и отвоевывать значительные территории у моря, в те времена еще не умели. Поэтому ключевой актив в виде контролируемой территории давал неоспоримое преимущество и авторитет.
Далее, с развитием промышленной революции, ключевым активом стал промышленный потенциал экономики и ее способность массово производить сложные товары и продукты. Сложные товары стали пользоваться все более интенсивным спросом и те, кто умел их производить получили в свои руки сильнейший козырь. Для того, чтобы организовать производство, не нужно было обладать большими территориями, достаточно было небольших участков на которых можно было добывать сырье и ставить производственные помещения. Распад колониальных империй в 19-м и 20-м веках, обусловлен именно тем, что поменялась суть ключевого актива. Теперь не нужно было обладать большой территорией, на первое место вышли компетенции в сфере производства. Самый серьезный вес в мировой табели о рангах стали иметь именно промышленно развитые страны и предприниматели.
Но ничто не вечно под луной и сегодня обладание серьезным промышленным потенциалом не дает тех преимуществ, которые он давал каких то двести лет назад. Сейчас, в эпоху тотального перепроизводства уже не важно у кого более производительное оборудование, так как произошло выравнивание производственных компетенций в целом по миру и в качестве первоочередной цели вышел платежеспособный спрос.
Сегодня ключевой актив выглядит несколько иначе, чем в эпоху промышленной революции. Сегодня это деньги или в более широком смысле – капитал. Обладатель капитала- это тот самый субъект который формирует платежеспособный спрос, а значит может влиять на производственную политику. Капиталисты, на текущий момент, являются самыми влиятельными людьми в мире. Они определяют, что и сколько нужно производить, в каких областях нужно проводить исследования, как обучать подрастающее поколение и пр… Капитал – это тот самый ключевой актив, обладание которым дает сегодня неоспоримое преимущество в игре. Но рано или поздно, роль капитала тоже уйдет на второй план, точно также как снизилась роль территорий и промышленных предприятий. Я не говорю здесь о том, что все это утратило свою значимость, разумеется, нет, прежние формы ключевых активов также нужны, но при этом они значительно снизили свою значимость в развитии и целеполагании человечества.
Возникает резонный вопрос – Что будет ключевым активом завтра или даже послезавтра? Ответ на него и последовательное движение в направлении его обладания, может дать значительную временную фору, а значит и преимущество в глобальной игре. Далее я буду высказывать свои соображения, которые пока не подкреплены конкретными фактами и будут выглядеть исключительно как мыслительные конструкции.
На мой взгляд, ключевым активом ближайшего будущего станут знания. Уже сегодня все чаще муссируется термин – экономика знаний. Если это произойдет, то межгосударственные границы потеряют всякий смысл. Сегодня, в эпоху капитала, мы уже можем наблюдать некоторое стирание национальных границ, если же капитал уступит место ключевого актива знаниям, то границ не будет вовсе. Информация уже сейчас может перемещаться свободно посредством сети интернет. Но чтобы информация стала знанием нужно ее подтверждение практикой. Сегодня мы наблюдаем, огромное число экспериментов, когда информация пытается найти свое подтверждение практикой. Это касается не только промышленности и бизнеса, но и таких областей, как управление социумом, создание новых материалов и биологических видов с заданными характеристиками.
Как- то дискутируя на эту тему с одним своим знакомым был поднят вопрос о том, что обладатель знания ничего не может сделать если у него нет денег. На что был ответ – если обладатель знания знает, как обращаться с деньгами, то он всегда сможет их привлечь в необходимом количестве. Другими словами, знание природы денег, позволит знающему управлять денежными потоками в нужном ему ключе. Тот же самый подход справедлив и в отношении войн. Если вы знаете как управлять социумом, то вы в силах не допустить агрессии в отношении, как себя, так и других. И роль высокоразвитых вооружений также может отойти на второй или даже третий план. Череда цветных революций, которые мы наблюдаем в последние годы, есть ни что иное, как попытки найти практические подтверждения технологиям управления социумом. И как только они будут найдены, они оформятся в виде знания. Кто будет обладателем этого знания? Тот, кто сегодня усиленно работает над этим. А что можем этому противопоставить мы?
Некоторые читатели могут обвинить меня в цинизме, говоря об экспериментах по управлению социумом, так как на карту поставлены жизни людей, но кто скажет сколько было изведено животных, чтобы найти лекарство от болезней, которые “косили” тысячи людей в прошлом? В этом мире все, что мы имеем, мы имеем в той или иной степени, за счет других. Что касается лично моего мнения, то я бы предпочел более гуманные способы и то, что происходит сегодня это на совести тех, кто это делает.
Экономика знаний, рано или поздно пробьет себе дорогу и знания станут тем самым ключевым активом, который будет давать преимущество в глобальной игре. Несмотря на все пережитые катаклизмы, мы все еще обладаем серьезным интеллектуальным потенциалом и просто обязаны уже сегодня направить серьезные ресурсы на его развитие.
Если посмотреть на данный тренд стратегически, то имеет смысл уже сегодня выходить на мета уровень и концентрироваться не только на самих знаниях, а на технологиях создания новых знаний. Чтобы было понятно о чем речь, приведу в пример одного весьма неоднозначного человека по имени Генрих Альтшуллер и его ТРИЗ. Не буду разбирать здесь ценность его трудов, но то, что он одним из первых попытался систематизировать процесс создания новых знаний уже достойно всяческого уважения. Мне кажется, что надо серьезно двигаться в этом направлении. Обладая эффективными технологиями создания новых знаний, мы получаем неоспоримое преимущество перед другими в глобальной игре и становимся игроками, а не фигурами на шахматной доске…
Подводя итог вышесказанному, хотелось сказать следующее. Держась за прежние формы ключевых активов и ограничивая свободу исследований, мы теряем время, потому как время есть конечный ресурс для каждой эпохи и кем мы будем в этой эпохе, фигурой или игроком, зависит от нас. Так стоит ли России вновь пытаться стать империей, если то, что обеспечивает эту имперскость сильно изменилось?
Сайт ПРАВОСУДИЯ.НЕТ: http://pravosudija.net/article/german-strelcov-o-pervoocherednyh-zadachah-i-globalnyh-trendah-ili-nuzhno-li-rossii-byt